Ольга Цепилова
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Цели собрания : расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Публикация «Родительское собрание на тему „Возрастные особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями детей; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Предварительная работа:
1. Объявление о собрании.
2. «Закрытый ящик» - в виде почтового ящика – предложить родителям задать вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать на собрании.
3. Приготовить для каждого родителя памятки : «Памятка для родителей, будущих школьников».
4. Приготовить материал и иллюстрации для доклада.
5. Приготовить материал для игр: «Что изменилось», ребусы, «Оживи геометрическую фигуру».
6. Подготовить несколько рассказов детей по сюжетным картинкам.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Игра «Поздоровайся локтями»
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 6-7 лет» :
- Физиологические особенности
- Развитие личности
- Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь)
4. Ознакомление родителей с режимом дня подготовительной группы.
5. Вручить родителям памятки «Для родителей, будущих первоклассников»
6. Выбор родительского комитета.
7. Разное.
Ход собрания:
1. Вступительное слово.
2. Игра «Поздоровайся локтями».
3. Выступление воспитателя «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
Притча «Бабочка»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.
Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и у нас не было бы возможности взлететь.
Физиологические особенности
В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие личности
1. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Для морального развития, возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
2. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника»
3. Развитие рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Игра «Найди пару» (цвет, форма, размер)
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 25-30 минут, объем внимания составляет до 10 предметов.
Игра «Пять компонентов»
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей : восприятия, внимания, мышления, воображения.
Игра «Что изменилось»
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.
«Ребусы»
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Так в среднем дошкольном возрасте функция воображения —воссоздающая (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы, а теперь уже и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).
Игра «Оживи геометрическую фигуру»
Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Зачитать рассказы детей по сюжетным картинкам
4. Ознакомление родителей с режимом дня подготовительной группы.
мероприятия время проведения
Дома
- подъем, утренний туалет 06.30 (07.00) – 07.30
В дошкольном учреждении
- прием и осмотр детей, свободная игра, самостоятельная деятельность 07.00 – 08.20
- утренняя встреча 08.20 – 08.30
- утренняя гимнастика 08.30 – 08.40
- подготовка к завтраку, завтрак 08.40 – 09.00
- игры, самостоятельная деятельность детей 09.00 – 09.10
- организованная детская деятельность, занятия со специалистами 09.10 – 09.40
09.50 – 10.20
10.30 – 11.00
- подготовка к прогулке, прогулка 11.00 – 12.30
- возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.30 – 12.40
- подготовка к обеду, обед 12.40 – 13.10
- подготовка ко сну; дневной сон 13.10 – 15.00
- постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00 – 15.15
- подготовка к полднику, полдник 15.15 – 15.30
- игры, самостоятельная и организованная детская деятельность 15.30 – 17.00
- в том числе занятия со специалистами 16.15 – 16.45
- чтение художественной литературы 17.00 – 17.15
- подготовка к ужину, ужин 17.15 – 17.45
- самостоятельная деятельность детей, уход домой 17.45 – 19.00
Дома
- прогулка с детьми, возвращение домой, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры 19.00 – 21.00
- ночной сон 21.00 – 06.30 (07.00)
5. Вручить родителям памятки «Для родителей, будущих первоклассников».
Памятка для родителей, будущих школьников
В области развития речи и готовности к овладению грамотой необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звуки в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.);
- уметь составлять несколько предложения: о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стих, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
У ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры от 0 до 10;
- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д. ;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, <, >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4, 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.
В области представления об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;
- своё имя, отчество, фамилию; свой возраст (желательно дату рождения);
- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
- звать правила поведения в общественных местах и на улице.
6. Выбор родительского комитета.
7. Разное.