Наталья Закатова
Родительское собрание для родителей старших дошкольников «Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние художественной литературы
на нравственное воспитание детей»
Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас в стране была неоспорима. В 1970- 1980 годы возник миф о России как о самой “читающей стране мира”. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек - всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно- технического прогресса, где господствуют телевидение и компьютеры, дети потеряли интерес к чтению.
Публикация «Родительское собрание для родителей старших дошкольников „Влияние художественной литературы на нравственное развитие детей“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, кроется не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с художественной литературой. Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков. Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. Книга вызывает у ребенка волнение, сочувствие к персонажам, сопереживание описываемых событий.
Сегодня, когда дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать нам взрослым. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Семейное чтение для детей - это ещё и общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный момент и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно прижаться к маме, слышать её голос, вместе с мамой сопереживать любимым героям. Когда ребёнок устал или болен, нет ничего лучше такого чтения-общения. Хочется верить, что во многих семьях сохранилась прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь.
А сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, проявить свои знания в детской литературе и принять участие в викторине «По тропинкам сказок».
1) Задание: Отгадай, какая Сказка
• Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки кто герои этой сказки? (Три медведя.)
• Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)
• Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды из болота вытащил он бегемота. Он известен, знаменит это. (доктор Айболит).
• С букварем шагает в школу деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)
• Он и весел и незлобен, этот милый чудачок. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини - Пух)
• Многим долго неизвестный стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной мальчик – луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, он зовётся… (Чиполлино)
2) Конкурс «Кто здесь был и что забыл?».
Каждая команда получает вещи (или картинки) и стараются в течение 2 минут определить произведение, из которых они взяты, назвать автора.
1. Телефон («Телефон» К. Чуковского,
2. Монетка («Муха-Цокотуха» К. Чуковский,
3. Мыло, полотенце («Мойдодыр» К. Чуковский)
4. Зайчик («Игрушки» А. Барто,
5. Мячик («Наша Таня» А. Барто)
6. Посуда («Федорино горе», К. Чуковский)
7. Мишка («Уронили мишку на пол», А. Барто)
8. Перчатки («Человек рассеянный»)
9. Яблоко («Гуси-лебеди»)
10. Зеркало («Свет мой, зеркальце, скажи…», «Сказка о царевне и 7 богатырях»)
11. Рыба (Ловись, рыбка, мала и велика)
12. Корзинка («Маша и медведь»)
13. Цветок («Аленький цветочек»)
3) Конкурс чтецов «Продолжи стихотворение».
а) В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью (каланча, С. Михалков «Дядя Степа»)
б) У меня зазвонил телефон…
(Кто говорит? - Слон К. Чуковский,
в) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал
(Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего - С. Михалков) ,
г) Мама спит, она устала… (Е Благинина «Посидим и в тишине»)
д) Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой (Выбегает умывальник и качает головой - К Чуковский)
е) Мой Веселый, Звонкий Мяч,
Ты куда Помчался Вскачь?
(Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой - С. Маршак)
4) Конкурс «Знаете ли вы творчество К. Чуковского?»
Назовите самые известные сказки К. Чуковского (их всего 10)
Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в сказочной викторине, надеемся, что вы вспомнили свое детство, любимые книги и сказки, которые обязательно должны услышать и ваши дети.
Мы с вами должны понять, как важно напитать души детей светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Многие советские писатели писали свои замечательные сказки и рассказы именно для детей 6-9 лет. Написанные просто и понятно, эти произведения завоевали сердца юных читателей нескольких поколений.
Добрые и трогательные рассказы дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах детские писатели помогают понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах они подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.
Произведения многих авторов помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным языком, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. Познакомьте детей с такими авторами :
Е. Пермяк «Пичугин мост», «Чужая калитка», «Дедушкины очки»;
В. Осеева «Печенье», «Три товарища», «Синие листья», «Волшебное слово», «Сыновья», «Разделите так, как разделили работу», «Навестила», «Почему?»;
В. Драгунский «Тайное становится явным», «Друг детства»;
Д. Пантелеев «Честное слово», «Платочек»;
Н. Носов «Огурцы», «На горке», «Фантазеры», Заплатка», «Карасик», «И я помогаю»;
В. Сутеев «Палочка-выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко»;
В. Сухомлинский «Как Андрейка перевез Нину», «Мамин арбуз», «Как Федя почувствовал в себе человека»;
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Почта»,
И. Туричина «Человек заболел»
Дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, поэтому они лучше усваивают наглядную информацию. Им можно и нужно показывать мультфильмы о смелости, мужестве, отваге, верности, дружбе:
«Маугли», «Сердце храбреца», «Иванко и вороний царь», «Храбрец – удалец», «Ничуть не страшно», «Храбрый олененок», «Лесные путешественники», «Сармико», «Ореховый прутик», «Он попался!», «Петя и Красная шапочка», «Таежная сказка», «Последняя невеста Змея Горыныча», «Сын камня и великана», «Валидуб», «Рассказы старого моряка», «Лесная хроника», «Рикки-Тикки-Тави», «Братья Лю», «Тайна далекого острова», «Лабиринт. Подвиг Тесея», «Храбрый Пак».
Хочется познакомить вас и с сайтом для чтения книг с иллюстрациями - https://www.book-illustration.ru/book.html, там можно найти произведения всех известных детских писателей, дети могут перелистывать виртуальные страницы и любоваться иллюстрациями, пока взрослые читают текст. Авторы сайта воспроизвели даже звук перелистываемых страниц!
Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.
Читайте вместе с детьми, открывайте для них удивительный мир художественной литературы, научите отличать добро от зла, и помните, что герои книг помогут вам в воспитании честного, чуткого, доброго и трудолюбивого малыша!