Ирина Красильникова
Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Публикация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2018
В педагогике все игры классифицированы по разным основаниям. Особое место занимает дидактическая игра — разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. [2]
Дидактические игры также можно классифицировать по содержанию на математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, экологические и др.
По определению С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина «экологическая игра» — это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. [1]
При организации экологической игры, педагогу необходимо решать следующие задачи:
формирование системы экологических знаний;
формирование экологически правильного поведения и деятельности в природе;
формирование коммуникативных умений и навыков.
Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий, учет возрастных особенностей детей.
Я хочу поделится опытом работы по использованию инновационных игровых технологий таких как: «Лэпбук» технологию и планшет «Логико-Малыш».
Большой популярностью у детей пользуется лэпбук «Любите и охраняйте природу». Цель данного пособия: использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать воображение, творческую инициативу, в том числе речевую, возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения.
2. Формировать умение овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
4. Формировать умение решать проблемы творческого и поискового характера.
Он представлен большой папкой, с серией дидактических игр, таких как «Правила поведения на природе», «От чего планета радуется и от чего планета грустит?», «Очистим планету от мусора», «Чьи следы?», «Собери картинку!», «Раскрась картинку!» «Плавает, летает, ходит» и др.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, дети часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное, привлекает их внимание.
Лэпбук можно использовать на индивидуальных, так и на групповых и подгрупповых занятиях. Удобство лэпбука заключается ещё в том, что задания в нём можно дополнять или заменять, в зависимости от уровня и возможностей детей.
Пособие «Логико-Малыш» можно использовать на подгрупповых, групповых и индивидуальных занятиях с детьми. При помощи данного пособия можно осуществлять различные методы и приемы обучения, в результате чего становится возможным систематизировать знания ребенка об окружающей действительности. Работа с пособием представляет собой действия с игровыми карточками и планшетом. Каждая карточка посвящена тому или иному сообществу, обитатели которого тесно связаны между собой. В работе с любой из карточек обращается внимание ребенка на следующие вопросы: чем это сообщество отличается о других; как животные приспособлены к обитанию в такой среде; каким образом животные связаны с растениями? Побуждать ребенка использовать при обсуждении всех тем собственный опыт общения с природой.
Данное пособие направлено на развитие мышления, речи, эмоциональной сферы ребенка.
Пособие "ЛОГИКО-МАЛЫШ" позволяет:
• быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей;
• в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;
• комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь;
• долгие годы использовать планшет, постепенно пополняя комплект новыми карточками;
• повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек.
У кого-то может, создастся такое впечатление, что пособие «ЛОГИКО - Малыш» игра на один раз. Казалось бы, задания выполнены и проверены, зачем к ним возвращаться? Опыт показывает, что использование планшета с карточками и вариантами заданий настолько много, что они не успевают примелькаться и отложиться в памяти детей. Поэтому детям нравится раз за разом возвращаться к одним и тем же темам и задачам, чтобы лучше понять и отработать алгоритм, а ещё, чтобы удостовериться в правильном выполнении задания и умения познания этого мира.
В ходе проведенной работы, важным результатом явилось то, что дети заинтересовались жизнью растений, животных, неживой природы, стали бережно относиться к ним. У детей формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Благодаря созданию необходимых условий в группе, подбору материала для организации дидактических игр решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Литература:
1. Емельянова С. А. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/archive/149/41613/
2. Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 90–94.