Ирина Плешакова
Сообщение для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – большой потенциал их всестороннего развития.
Публикация «Сообщение для родителей „Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Метода экологического образования разнообразны, одним из ведущих является словестный – беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как, общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, то есть формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг. Наша с вами задача – приобщить детей к детской литературе и детскому чтению, сделать их грамотными читателями.
Неправильные поступки в природе часто связанны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщить эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае являются книги. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Н. М. Павлова – учёный-растениевод – в течении 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Жёлтый, белый и лиловый», В. Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высоко-художественной форме. Множество увлекательных книг создал Н. Сладков – топограф по профессии. Каждый из писателей пишет только в своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идеи ответственности человека за ее сохранения, призыв к маленькому читателю беречь и защищать, изучать природу. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицина, Е. Чарушина, об интересных повадках насекомых рассказывают книги В. Танасийчука, Н. Розанова. Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья» дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А. Огнева «На лесной поляне». Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию, бережного отношения к родной природе, родному краю, к Родине.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе.
Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогает образный язык произведений и иллюстрации художников.
Блиц опрос
Как вы покупаете книги своему ребенку?
На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.)
Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь потом читали ребенку.
Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его - все это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.
Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком?
В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)
Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?
Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком?
Нужно ли это делать?
Не пробовали ли вы после прочтения книги проводить на прогулке игры. (Например, кто может жить в кустах, а кто в траве.)
Как вы считаете, нужно это делать, дает это пользу детям?
Приходилось ли вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной прежде в книге?
Как вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?
Меняется ли отношение детей к окружающей природе после чтения, бесед?
Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать:
Во-первых, самим познакомиться с содержанием.
Во-вторых, учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок. В-третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.
В-четвертых, обговорить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.
И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, но не самим рассказывать, а предложить ребенку самому рассказать. Можно также вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выясняем, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор диафильмов и слайдов.
Вы все знаете, что ребят интересует многое, не всегда мы можем ответить на их вопросы. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не забывайте о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где мы должны ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос.
И, наконец, никакие книги, никакие разговоры не помогут, если мы сами будем негативно относится к животным и растениям, если мы не будем поддерживать у детей интерес к природе, не будем учить детей любоваться ее красотами, если не будем практической деятельностью оказывать помощь природе. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в воспитании детей.