Домбровская Ольга
Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Проект «Бал цветов»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Бал Цветов»
Как грустно станет на планете
Без ярких капель красоты!
Составил:
Воспитатель 1 квалифицированной категории
Домбровская О. В.
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Публикация «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, Проект „Бал цветов“» размещена в разделах
- Бал цветов. Сценарии развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: дети старшей гр №2, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 недели)
Актуальность
Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Трудно детям-жителям города видеть красоту летней природы (леса, луга, реки и т. д.). Как же дошкольникам прививать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру? Как получить эмоциональные впечатления о природе, накопить представления о разных формах жизни, то есть сформировать начальные элементы экологической культуры?
Я думаю, что в развитии у детей привычки всматриваться в окружающую красоту цветников на участках нашего сада и ближайшего окружения, должна проходить работа воспитателя. Он должен дать ребенку образец гуманного отношения ко всему живому через совместные наблюдения и практическую деятельность в природе.
Растения окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания и часто не считают живыми объектами природы.
Во время наблюдений за детьми было замечено, что дети относятся к насекомым более бережно, чем к растениям, особенно цветам; они их рвут, бросают, ходят по ним, не замечая этого. Одна из причин всего этого, скорее всего, заключается в том, что насекомые умеют двигаться, притягивая этим внимание детей, а цветы растут тихо и незаметно. Почему же дети проявляют мало внимания к растениям, в данном случае цветам, цветущим в цветнике? Возможно, потому что у детей недостаточно знаний о цветах, об их строении, умении расти и цвести и о том, что они живые. Для того чтобы восполнить недостающие знания, возникла идея создания этого проекта «Цветы вокруг нас»
Цель: Обогатить знания детей о разнообразии садовых цветов, их строении, особенностях ухода за ними, о влияние на эмоциональное состояние человека. Развивать уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Задачи:
• Познакомить с многообразием цветущих садовых растений, их средой обитания, профессиями людей, связанных с цветоводством.
• Сформировать навыки поисковой деятельности. Развивать воображение, мышление в процессе исследований.
• Пополнить и обогащать словарный запас детей.
• Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках, творческих работах.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, умение правильно ухаживать за садовыми цветами;
• Формировать бережное отношение к цветам, учить замечать красоту цветов, воспитывать чувство восхищения;
• Привлечь родителей воспитанников к различным видам деятельности в ходе реализации проекта.
Ожидаемый результат проекта :
• У детей появились навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности
• Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
• Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
• Освоили нормы поведения в природном окружении.
• Видят красоту окружающего мира.
• Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий.
Методы, используемые в реализации проекта :
• Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
• Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.
• Слушание музыкальных произведений.
• Детское проектирование, семейные проекты.
Формы организации проекта :
• Игровая деятельность : дидактические, экологические, настольные и др. игры.
• Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
• Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, музыкальные развлечения)
• Беседы, заучивание стихов о цветах
• Трудовая деятельность (уход за растениями)
Этапы работы над проектом :
Подготовительный.
• Определение уровня знаний детей по теме проекта.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Подбор опытов и экспериментов.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
Основной.
• Проведение познавательных наблюдений, опытов, экспериментов, экскурсий
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.
• Выполнение трудовых поручений (уход за растениями).
• Чтение сказок, легенд мифов о цветах, о происхождениях их названий.
• Заключительный.
• Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
• Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
• Составление родителями фотоальбома «Мои цветы на даче»
• Музыкальное развлечение «Бал цветов»
• Презентация проекта.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Дата
проведения мероприятие Цель мероприятия
30.07.2018г Беседа «Какие бывают цветы» Познакомить с многообразием цветущих садовых растений, их средой обитания, профессиями людей, связанных с цветоводством.
31.07.2018г Экскурсия по территории детского сада «Знакомство с цветами на клумбах других участков» Расширить знание детей о цветах, встречающихся на территории детского сада. Способствовать запоминанию их названий. Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски,
формы лепестков, листьев, стебля; побуждать к сравнительным высказываниям, к употреблению эпитетов, оценок; показать, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветков, их форме, махровости; что красоту цветов дополняет листва; обратить внимание детей на то, что некоторые цветы приятно пахнут.
01.08.2018г Экспериментирование «Что необходимо цветам для жизни» Игра «Я садовником родился» с использованием карточек, садовых цветов. - проверить опытным путем, что произойдет, если в течение нескольких дней не поливать цветок. Какой цветок проживет дольше, если изменить среду обитания.
02.08.2018г Рисование «Мой любимый садовый цветок» Способствовать формированию умения передавать характерные особенности строения цветка в рисунке. Развивать чувство цвета, умение передавать колорит цветов.
03.08.2018г Наблюдение за насекомыми на клумбах на участке с использованием лупы.
Полив клумб Учить делать выводы на
основе наблюдений, какие цветы притягивают к себе большое количество насекомых.
(яркой окраски, запах)
Учить приёмам правильного полива растений на участке, помогать взрослым, сформировать желание ухаживать за цветами.
06.08.2018г Рассмотреть нераскрытые бутоны у садовых цветов.
Загадки о цветах
Дать детям представление о бутоне цветка. Обратить внимание детей, что к вечеру чашечки цветов закрываются.
Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память
07.08.2018г Прослушивание рассказа Андрея Платонова «Моя мама работает озеленителем»
Наблюдение «Друзья цветов»
Познакомить с многообразием цветущих садовых растений, их средой обитания, профессиями людей, связанных с цветоводством.
Понаблюдать за порханием бабочек и мотыльков, гудением пчёл, за особенностями их поведения.
Учить делать выводы наоснове наблюдений, какие цветы притягивают к себе большое количество насекомых.
(яркой окраски, запах)
08.08.2018г Дид. игра.
«Выложи цветы» (мозаика)
«Собери комнатное растение»
«Собери букет»
«Цветочное лото»
Домино – «Наш сад» Обобщить знания детей по теме проекта. Выявить
лучших знатоков группы.
09.08.2018г Коллаж «Цветочное царство»
Чтение худ. Литературы Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения»; А. Толстой «Колокольчики», У. Благинина «Ромашка», Е. Трутнева «Цветы» Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно – декоративной деятельности, упражнять в умении создавать коллаж.
Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание. Укреплять в сознании детей понимание того, что нужно оберегать природу, любоваться ею, видеть её красоту
10.08.2018г Хороводная игра «Мы на луг ходили»
«Беседа «Что мне больше понравилось и запомнилось» Развивать музыкальный слух, чувство ритма умение сочитать движения со словами, выразительность, певческие навыки.
Пополнить и обогащать словарный запас детей
13.08.2018г Исследовательская игра «Что изменилось на клумбе с цветами?» Учить находить и замечать изменения в росте растений, делать выводы на основе сравнения.
14.08.2018г Экологическая сказка-драматизация «Путешествие Червячка" Формировать умение детей называть части растения и их назначение.
15.08.2018г Развлечение для детей «Бал цветов» Вызвать положительный настрой у детей, доставить радость от совместной деятельности, закрепить знания детей о цветах.
16.08.2018г Создание фотоальбома «Садовые цветы на наших дачах» с участием родителей. Углубить и систематизировать знания детей о растительности родного края.
Привлечь родителей к сотрудничеству в рамках проекта
17.08.2018г Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Продолжать вызывать у детей интерес к коллективной художественно – декоративной деятельности
Литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2015. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 159 с.
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2012. – 240 с.
4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 2016. – 40 с.
5. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2017 год.
6. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2014. – 320 с.
7. Шорыгина, Т. А. Цветы : какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т. А. Шорыгина. – М. : ГНОМиД, 2012. – 64 с.