Елена Негодаева
Родительский клуб «Учимся общаться с ребенком» для родителей детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оптимизация детско-родительских отношений, повышение психологической компетенции родителей.
Задачи:
Вызвать интерес родителей к познанию себя и детей;
Дать возможность родителям через овладение социально-психологическими навыками и умениями различать свои чувства и чувства детей, отличать свои потребности и страхи от тех, которые присущи детям;
Показать эффективные способы общения с детьми в семье;
Сформировать позитивное отношение к сотрудничеству к педагогам в воспитании детей.
Заседание первое.
«Что такое детские капризы и как с ними бороться»
Публикация «Родительский клуб „Учимся общаться с ребенком“ для родителей детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Цель: повышение психологической компетенции родителей по вопросам общения с детьми.
Задачи:
Познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей.
Развить рефлексию, децентрацию своей родительской позиции, навыки конструктивного взаимодействия с детьми.
Оптимизировать детско-родительские отношения.
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас сегодня на нашем собрании. Тема нашего заседания «Что такое детские капризы и как с ними бороться».
Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил:
Правило хорошего настроения.
Быть активным, принимать участие во всех видах деятельности.
1. Приветствие (выявление запросов, коммуникативные игры)
Разминка. Игра «Электрический ток».
2. Вступительное слово педагога-психолога.
Наверное, каждая мама чувствовала себя хотя бы раз неуютно, когда ее дитя неожиданно заливалось слезами, поднимало крик, а то и начинало биться об пол. В возрасте от 1 года до 3-5 лет в развитии ребенка происходит перестройка, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты, кроме того, он идет в ДОУ. Именно в это время малыш и начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».
У некоторых детей истерики бывают довольно часто. Как правило, эти дети отличаются целеустремленным характером и куда более настойчивы в своих желаниях, чем их мягкие и послушные сверстники. Одни дети быстро раздражаются и так же быстро затихают, другие истерику закатывают по всем «правилам»: топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется под руку, бросаются на пол. Все дело в темпераменте: дети с более сильным типом нервной системы упрямы, те же, у кого нервная система слабая, чаще капризничают. Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Странно в 5 лет видеть ребенка, заливающегося слезами. Верно говорят: легче справиться с 1 капризом, чем победить 101.
3. Игра «Вернисаж детских капризов»
Передавая мяч, родители рассказывают, как и в каких ситуациях капризничает их ребенок, начиная рассказ от лица малыша:
«Я капризничаю, когда…».
4. Мини-лекция «Причины детских капризов»
Итак, почему ребенок капризничает? Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос, и вы уже верно отметили некоторые из них:
Ребенок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые;
Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. И вот он ходит по пятам, канючит, и хватает вас за руки, находит поводы привлечь ваше внимание;
Капризничая, ребенок хочет добиться чего –то очень желаемого, а именно покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из непонятных малышу соображений;
Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно. Если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не обретет самостоятельности и уверенности в себе, всегда будет действовать по вашей указке;
Психоэмоциональное напряжение. Может, это выражение конфликта ребенка с самим собой. А может он сегодня не выспался? Или очень устал за день? Да и ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его настроение.
5. Игра «Как мы боремся с капризами».
Участники делятся на две команды. Каждая получает по одной карточке с «экстремальными» вопросами для соперников. Один участник зачитывает ситуацию. Описанную в карточке. Команда-соперник должна дать ответ через 2 минуты. Затем команды меняются ролями.
Ситуация 1.
В воскресенье Олег устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
Ситуация 2.
Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. «Еще, мама, еще!». Каждый раз заканчивается скандалом.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ»
ТЕЗИСЫ.
Стимулируйте развитие у ребенка взрослых черт поведения: умение говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремление объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень его глаз: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. Например, на прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять, опуститесь на уровень его глаз и скажите: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?».
Попробуйте общаться с ребенком, как со взрослым, беседуйте с ним. Рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания).
Устанавливайте правила и границы дозволенного, в т. ч. наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо», следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствоваться не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи.
Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому: чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства; будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиваться своего. Ребенок знает, что мамины угрозы могут оказаться пустыми словами, поэтому их следует сразу выполнять. Не шантажируйте ребенка.
Игру можно сделать заменой протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу. Обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость.
Нужно разнообразить опыт общения ребенка со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка. тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т. д)
6. Рефлексия
Передавая мяч, родители поочередно отвечают на вопрос: «Какие эмоции, чувства мы испытываем, когда ребенок капризничает?» и называют свои чувства.
Вывод. «Эти чувства затмевают все и не дают принять верное решение, часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у них, о чем часто потом сожалеем. Поэтому, как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!» Возьмите тайм-аут: «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся», в это время вы можете посчитать до 10; подышать, используя глубокое дыхание.
Упражнение «Глубокое дыхание»
Исходное положение – сидя на стуле, спина прямая, расслабленная. Сделать вдох носом, считая от одного до четырех, выдохнуть через рот, считая в обратном порядке – от четырех до одного. Время выполнения 2-3 минуты.
7. Какие бы ни были дети, они всегда будут для вас самыми дорогими, любимыми.
И мы предлагаем составить коллаж «Мой ребенок ходит в детский сад».
Участники делятся на две команды, каждой из которых с помощью подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги, фломастеров, клея и пр.) предлагается создать коллаж на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Время на выполнение задания 15 – 20 минут, после чего команды презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.
8. Прощание
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!