Анастасия Тармасина
Педагогический проект «Квест-игра как форма организации взаимодействия детей и родителей в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Постановка проблемы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 64, «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, со-хранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Публикация «Педагогический проект „Квест-игра как форма организации взаимодействия детей и родителей в ДОО“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Проекты
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ре-бёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» ли-цом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сто-рону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы дет-ский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способно-стей и возможностей ребёнка.
В 2013 году был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с роди-телями.
Во ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является партнерство организации с семьей, что является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
• обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную дея-тельность, в том числе посредством создания образовательных проектов сов-местно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с ее реализацией.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на из-менения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
2. Актуальность проекта
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место, в первую очередь должны активно использоваться новые формы и методы работы. Одной из таких форм является организация и проведение кве-стов для детей и их родителей - наиболее эффективная форма взаимодействия с семьями дошкольников на современном этапе дошкольного образования.
Квест (заимствование из англ. - quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через пре-одоление трудностей.
В мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Уни-кальная образовательная технология чрезвычайно популярна в настоящее время как у детей, так и у молодежи как форма проведения обучения и досуга.
Как современная образовательная технология «квест» решает следующие задачи:
- образовательные – вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;
- развивающие – развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения дошкольников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; рас-ширение кругозора, эрудиции, мотивации;
- воспитательные – воспитание личной ответственности за выполнение за-дания, воспитание уважения к культурным традициям, литературе, истории сво-ей страны и другое.
Деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет воспитанникам интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявить творческую инициативу.
Многим дошкольникам приятно чувствовать себя в роли взрослых, при-нимающих серьезные ответственные решения, отстаивающих принципиальные позиции. Проводимые квест-игры насыщенны эмоционально и интеллектуально, формируют ценности и создают мотивации для дальнейшего поиска новой ин-формации по разным направлениям, а также:
- возможность на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением. Во время игры происходит моделирование процесса той или иной ситуации, проблемы;
- универсальная игровая технология включает соревновательные меха-низмы, что также создает условия для более активного включения в игру детей, а также для повышения качества выполнения заданий;
- самостоятельность в освоении новых знаний в связи с включением деятельностных и проектных загадок-заданий;
- игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво познакомить игроков с большим количеством разнообразных практик и возможностей;
- через систему загадок, подсказок, помощи участники могут отслеживать собственное продвижение, осуществлять рефлексию того, что они делают, а также позволяют участникам с разным уровнем подготовленности включиться в игру;
- появление смыслообразующих мотивов деятельности, способность к осознанному и ответственному поведению.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации нена-вязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятель-ность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченно-сти и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Помогает детям и их родителям понять друг друга, научиться взаимодействовать.
Педагогами давно доказано, что хорошо организованная игра сама по себе - лучшее средство достижения детьми эстетического наслаждения от творческо-го напряжения своих интеллектуальных и физических сил. Игра, носящая непринужденный характер, опирается на внутреннее побуждение человека и позволяет ему развивать самостоятельность действий. В игре удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко за-трагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования но-вой информации.
Квест - и игровая педагогическая технология, и форма взаимодействия пе-дагога, детей и их родителей.
Перед педагогами ДОУ встаёт вопрос как заинтересовать, активизировать детей. Преподнести познавательный материал так, чтобы дети даже и не догадывались что их обучают, воспитывают. И мой выбор пал на популярные приключенческие игровые «квесты», в которых задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сооб-разительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Детско-родительские квесты помогают реализовать следующие задачи:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют име-ющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия, толерантности, взаимопомощи и другие).
3. Степень разработанности проблемы
По мнению педагогов-практиков : Е. П. Арнаутовой, В. Г. Алямовской, Н. Л. Бабкиной, Г. В. Глушковой, ИВ. Голенковой, В. П. Дубровой, Данк Лан Фыонг,М. Г. Дрезниной, Т. А. Данилиной, О. Л. Зверевой, О. А. Куревиной, О. В. Огородновой, Л. В. Свирской и др. наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей являются: низкий уровень социально-психологической культуры родителей и воспитателей; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности ребенка; отсутствие у родителей и воспитателей «педагогической ре-флексии»; непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей не ДОО, а семья, родители вы-ступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родите-лей об особенностях жизни и деятельности детей в ДОО, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка; отсутствие возможности у родителей в любое для них удобное время знакомиться с дея-тельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы; консервативность родительской позиции опеки ре-бенка дошкольного возраста; распространенное отношение педагогов ДОО к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам.
Одной из интересных форм взаимодействия ДОО и семьи является квест-игра. Как же проводится квест? Игра происходит следующим образом. Если участников (детей и их родителей) достаточно много, их можно поделить на команды, которые будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. Когда участников мало, им следует выполнять миссии по парам, сохраняя соревновательную нотку. А можно объединить всех в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели.
Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выда-ваться последовательно. Следующее испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего. Нелинейный формат предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, фи-зические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных.
Квесты можно проводить как на открытом воздухе, задействуя территорию прогулочных площадок детского сада, так и в самом здании детского сада, используя музыкальный, физкультурный зал, групповые комнаты и т. д.
Сценарии детско-родительских квестов могут быть разнообразны, но в каждом из них должна быть легенда, на основе которой и развивается игра. Воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей.
В свете последних тенденций организация взаимодействия детского сада и семьи в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым, а также создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и обеспечить открытость дошкольного образования.
4. Объект проектной деятельности
Организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников
5. Предмет проектной деятельности
Квест-игра как форма организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
6. Цель проекта
Использование квест-игры как формы активизации участников образовательных отношений: детей, родителей, педагогов.
7. Задачи проекта
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данной теме;
2. Выявить уровень мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности;
3. Разработать перспективный план взаимодействия ДОО и семьи;
4. Разработать рекомендации для педагогов по использованию квест-игры в образовательной деятельности.
7. Гипотеза проекта
Мы предполагаем, что использование квест-игр во взаимодействии с се-мьями воспитанников позволит активизировать участие родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
9. Ресурсы
Материально-технические:
1. Фотоаппаратура, проектор, компьютер, интерактивная доска.
2. Видеотека по теме проекта.
3. Материалы для продуктивной деятельности.
Учебно-методические:
1. Художественная литература по теме.
2. Методическая литература.
3. Дидактические игры.
4. Сюжетно - ролевые игры.
5. Конспекты мероприятий.
6. Разные виды карт.
7. Атрибуты путешественника.
8. Фотоматериал «Страны и континенты».
Кадровые:
1. Старший воспитатель:
- реализует функции методической поддержки и консультирования по направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.
2. Воспитатель:
- реализует этапы проекта, устанавливает взаимоотношения с семьями воспитанников.
10. Поэтапный план реализации проекта
Название проекта : «В поисках приключений».
Идея проекта : стать участниками увлекательного приключения.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Тип проекта : групповой, среднесрочный.
Категория: внедренный.
База выполнения проекта : подготовительная к школе группа.
Этапы проекта :
1. Подготовительный (январь 2018 г.) :
• выбор темы, обозначение проблемы;
• определение цели и задач проекта.
• обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников по-лучения информации;
• составление плана работы над проектом.
Предполагаемый результат:
• приобретение знаний по изучаемой теме;
• накопление информационной базы (источники получаемой информации);
• разработка плана работы по теме.
2. Основной, организационно-практический (февраль 2018 г.) :
• изучение источников по вопросам исследования;
• сбор и систематизация материала;
• проведение познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;
• взаимодействие между всеми участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд);
• консультации по теме для педагогов, предполагаемых участников проекта.
Предполагаемый результат:
• слаженная работа всех участников проекта;
• организованная познавательная, игровая, исследовательская и творческая деятельность детей в группе, на улице и дома;
• создание картотеки дидактических игр.
3. Заключительный (март 2018 г.) :
•анализ результатов реализации проекта;
• квест – игра для родителей и детей «Подарок для мамы» в подготовительной к школе группе.
Поэтапный план реализации проекта
Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый ре-зультат
- Подготовить диагностический инструментарий, методическую литературу, художественную литературу, дидактические игры, атрибуты к сюжетно-роевым играм. - Подбор диагностического инструментария по теме квест.
- Анкетирование родителей на тему : «Что такое квест - игра».
- Мониторинг по теме.
- Подбор тематической художественной литературы, дидактических игр, сюжетов для игр, видеотеки.
- Подбор фотоматериалов. январь - Создание диагностического инструментария
- Анализ мониторинга детей и анкетирования родите-лей.
- Создание картотеки дидактических игр.
- Пополнение атри-бутов к сюжетно-ролевым играм.
- Создание тематической видеотеки.
- Создание фотоальбома «Страны и континенты».
- Расширить представление детей о народных куклах че-рез организацию различных видов деятельности.
- Обогатить дет-ско-родительские отношения через совместную дея-тельность.
- Создать условия для заинтересованности детей и родителей в данной теме. - Беседы по теме «Как найти клад», «Что такое сокровища», «В поисках клада», обсуждение.
- Дидактические игры «Ма-тематический диктант», «В поисках клада», «Прочитай карту».
- Сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Путешествие».
- Виртуальное путешествие «Необитаемый остров».
-Просмотр видеоматериала по теме, мультфильмов, физкультурные упражнения "Веселые приключения".
- Консультации для роди-телей, педагогов «Что такое квест – игра». фев-раль - Педагоги, родите-ли и дети владеют квест - технологией.
- У родителей фор-мируется стремление активно участвовать в жизни сво-его ребенка, жизни ДОО.
- Повышение заин-тересованности всех участников проекта.
- Использование разработанных ма-териалов проекта при проведении организованной образовательной дея-тельности в ДОО и в семье.
- Обеспечить рефлексию.
- Создать наглядно методические пособия по теме - Анкетирование родителей на тему : «Что такое квест - игра».
- Мониторинг по теме.
- Проведение итогового мероприятия в форме квест – игры для родителей и де-тей «Подарок для мамы». март - Анализ результатов мониторинга и подведение итогов.
- Итоговое мероприятие в форме квест – игры для родителей и детей «Подарок для ма-мы».
1
12. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Дети:
• умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к со-гласию;
• активизация речевой активности, мышления, внимания, воображения;
• сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• нет чувства страха за ошибку;
• умеют применять свои знания для решения новых проблем;
• умеют планировать свои действия, направленные на достижение кон-кретной цели;
• решают интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Родители :
• сформированы доверительные, партнерские отношения с детьми и педа-гогами;
• активно участвуют в жизни ДОО, взаимодействуют со всеми участника-ми образовательного процесса.
• умеют поддержать дружеские связи детей, способствовать проявлению их самостоятельности, активности, инициативности.
Роль квест-технологий в современном мире недооценивать просто нельзя. Заставить заниматься ребенка, конечно, можно, но, сами понимаете, ничего хо-рошего из этого не выйдет. А квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному ста-новлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил : поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи.
Для каждой квест-игры указываются условия проведения, материально-дидактическое оснащение, подробно прописываются процедура и ход проведе-ния квест-игры, представляются участникам задания для каждого этапа игры.
При делении участников на игровые команды важно, чтобы деление про-исходило в произвольной форме, чтобы в командах присутствовали и сильные и слабые участники.
Особенности построения квест-игры заключается в следующем:
1. Упрощенное информационное обеспечение квест-игры. Целесообразно использовать в игре те знания, которые уже имеются у детей.
2. Квесты двуплановы : игровая ситуация условна, а поведение ее участников реально. При этом игровое поведение может совпасть реально или частично с реальным решением проблемы. В связи с этим, квест может оказаться тем стимулятором, который поможет участнику принять решение.
3. Наличие игрового конфликта, т. е. динамического стержня квеста, часто реализуемого через специально заданные противоборствующие роли.
4. Нежелательно повторное проведение квест-игры (отсрочить повторное проведение, провести ее более динамично или внести изменения).
5. Проведение квест-игр рассчитано на 30 мин (пространство проведения игры ограничено) или на несколько дней (игра на местности или квест-путешествие).
Для большей эффективности игровые задания квестов могут использоваться в сочетании с другими формами и методами работы по развитию познавательной активности детей.
В целом опыт практического использования активизирующих квест-игр показывает, что они хорошо воспринимаются воспитанниками и родителями. Более того, идея квеста идеально подходит для проведения детских праздников, дней рождений, когда дети, согласно маршрутным листам, сталкиваются с раз-личными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце находят клад или попадают на пир в сказочный дворец.
13. Прогноз возможных негативных последствий
Возможные риски:
- Низкий интерес детей к теме проекта.
Минимизация риска:
Чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций по теме, просмотр виртуального путешествия, видеоматериалов, мультфильмов.
- Низкий интерес родителей к теме проекта.
Минимизация риска:
Привлечение к подбору материалов для организации разных видов кве-стов.