Екатерина Клещёнок
Родительская компетентность и вопросы взаимодействия образовательной организации и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Родительская компетентность и вопросы взаимодействия образовательной организации и семьи
Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к уходу ребёнка из-под влияния семьи.
Публикация «Родительская компетентность и вопросы взаимодействия образовательной организации и семьи» размещена в разделах
Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поэтому на воспитателях детского сада лежит особая ответственность. Именно воспитатель чаще всего видит родителей или членов семьи ребёнка, ближе всех знаком с проблемами и особенностями семьи. Нам, педагогам, важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребёнка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Одними из основных направлений организации работы нашего дошкольного образовательного учреждения с семьёй является :
• Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их деятельности, образовательный уровень и др.).
• Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
• Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.
• Выявление и использование в практической деятельности позитивного использования семейного воспитания.
• Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
• Помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (попечительский совет, родительский комитет, совет отцов и др.) ; объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей – инвалидов, семейные клубы).
• Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей.
• Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и тому подобное).
• Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг в стенах дошкольного образовательного учреждения.
Для улучшения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ, мы, воспитатели:
• Систематически приобщаем родителей к педагогическому процессу.
• Позволяем пребывание родителей в ДОУ в период адаптации ребёнка.
• Подготавливаем информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе ознакомиться со спецификой ДОУ, с его воспитывающей и развивающей средой.
• Проявляем уважительное отношение к мнению родителей, воспитываем детей в духе уважения к отцу и матери (находим черты заслуживающие уважения даже у самых «трудных» родителей).
• Значительную часть воспитательного процесса стараемся организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в нашем ДОУ, мы представляем наш коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, когда организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
На мой взгляд, одной из самых известных форм сотрудничества педагогов и родителей является родительское собрание. Собрания, помимо информационной части, это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения разного рода задач, касающихся воспитания детей. Тематика собраний может быть самая разнообразная : «Мы - одна семья», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и многое другое. С учётом современных требований мы часто проводим родительские собрания в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья.
Хочется процитировать слова Т. Харрис «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».
Одна из задач педагогов нашего ДОУ – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей, для успешной реализации, которой, мы проводим: дни открытых уроков; турниры знатоков; выпуск предметных газет и т. д. Привлекаем родителей помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Проводим такие конкурсы как «Семья - эрудит», «Мы сильнее, мы быстрее», «Круг семейного чтения» и т. д.
Привлекаем родителей и к трудовой деятельности: это помощь в оформлении помещений группы, благоустройство и озеленение площадки для прогулок, уборке территории ДОУ.
Проводим и разного рода досуговые мероприятия: это соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки. Огромное удовольствие родителям и детям доставляют семейные праздники и фестивали: «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек»; игровые и семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек и т. п.
Всё это даёт позитивный настрой и положительную динамику внутри каждой семьи. Мы – педагоги, получаем огромное удовольствие от проделанной работы и от плодов которые наша работа приносит. Ведь недаром говорят, что педагог это не профессия – это образ жизни!
Библиографический список 1. Свирская Л. Работа с семьей : необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 — 176 с.
2. Настольная книга воспитателя детского сада. / Автор – составитель Честнова Н. Ю. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005. – 336 с. (Серия «Сердце отдаю детям»)