Елена Новожилова
Детско-родительский клуб как форма привлечения родителей к участию в образовательной деятельности детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский клуб как форма привлечения родителей к участию в образовательной деятельности детского сада.
МАОУ ДС № 80 «Песенка»
Е. Н. Новожилова, музыкальный руководитель
Аннотация. В статье рассматривается опыт педагогов детского сада по привлечению родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения через участие в детско-родительском клубе.
Ключевые слова: Родительский клуб, семья, семейные традиции,объединения родителей.
Публикация «Детско-родительский клуб как форма привлечения родителей к участию в образовательной деятельности детского сада» размещена в разделах
Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и развития ребенка, подготовки его к жизни в обществе.
Педагоги детского сада при условии грамотного построения сотрудничества с семьей имеют уникальную возможность постоянного общения с ней, близкого контакта с родителями, что раскрывает хорошие возможности для организации совместной работы в триаде «семья-ребенок-детский сад».
Поскольку родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, взаимодействие с ними строится с учетом интересов и запросов семьи. Родительский клуб как форма работы с семьей учитывает актуальные потребности родителей, создает условия для формирования у них активной жизненной позиции.
В современных условиях, когда в результате сверхзанятости родителей осложняются взаимоотношения с детьми и снижается влияние семьи на процесс воспитания подрастающего поколения, значимо повышается роль учреждений, работающих с семьей, в сохранении и укреплении семейных традиций, пропаганде положительного опыта семейного воспитания. Семья и детский сад, решая общие задачи, являются важными институтами социализации ребенка.
В настоящее время ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители имеют пассивное участие, невозможно. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб.
Участниками клуба являются все желающие родители детей детского сада. В начале года проводится анкетирование родителей, выбирается тематика встреч в родительском клубе на учебный год. Каждый родитель сам может выбрать семинар, встречу круглого стола, мастер-класс, все мероприятия, какие ему важно и интересно посетить в течение года.
На заседании родительского клуба мы используем следующие методы:
- дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей;
- анализ ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, корректировать поведение свое и ребенка;
- совместная деятельность родителей и детей - помогает раскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
- игра – помогает смоделировать ситуацию;
- анализ поступков детей и родителей – помогает найти причину возникновения конфликта.
В рамках клуба созданы и постоянно действуют объединения родителей : «Лучик солнца» (по адаптации детей к детскому саду, «Скоро в школу» (клуб родителей будущих первоклассников, «Клуб отцов».
Родители, участники родительского клуба имеют разный уровень воспитания, статус, различные профессии, но у них общая цель - воспитание и развитие своего ребенка. Каждый из них в ходе заседания родительского клуба может поделиться своим опытом развития ребенка, а также рассказать о семейных традициях.
В рамках клуба проводятся консультации с участием педагогов детского сада, совместные детско-родительские встречи, праздники и развлечения, а также мастер-классы.
В течение года проходят праздники, способствующие сплочению семей детского сада.
В конце ноября организуется праздник «Международный день Матери». Дети участвуют в концерте, посвященном маме: поют, танцуют, читают стихи. Педагоги на празднике проводят совместные игры для детей и родителей, семьи участвуют в конкурсе «Папа, мама, я- поющая семья»," Семейный переполох", "Пасхальная капель".
Один из значимых праздников - «Международный день семьи», который проводится 15 мая. Родители вместе с детьми оформляют фотогазеты на различные темы: «Папа, мама, я- спортивная семья», «Любимая сказка нашей семьи», «Путешествуем всей семьей», «Мой прадед- музыкант», принимают участие в конкурсе стихов «Моя семья» и т. п.
Необходимо отметить, что все встречи в родительском клубе проводятся с участием детей, что является для них опытом социализации.
Систематическая работа по сплочению семей детского сада дает свои результаты.
В начале года на встречи приходит небольшое количество родителей, но потом «родительское радио» сообщает всем другим родителям, как было интересно, как много нового они узнали, как помогли советы педагогов в решении детско-родительских проблем, в построении отношений с ребенком в семье.
Специалисты нашего детского сада оказывают родителям профессиональную и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетную роль в воспитании детей.
В конце каждой встречи заседания родительского клуба, каждому родителю вручается памятка с тезисами о прошедшем мероприятии.
Для тех родителей, кто по каким-либо причинам не может посетить заседание родительского клуба, на группы выпускаются газеты и буклеты «Заочный родительский клуб», где изложена информация о проведении встречи.
Таким образом, в детском саду используется интересные формы взаимодействия с родителями, а мы, педагоги, стараемся наполнять их актуальным содержанием и преподносить так, чтобы родители захотели ими воспользоваться. С каждым годом все больше семей детского сада желают участвовать в заседаниях родительского клуба, с удовольствием делятся опытом воспитания и развития ребенка в семье, активно участвуют в жизни детского сада.
Деятельность в рамках детско-родительского клуба помогает родителям лучше понимать детей, учиться способам общения с ними, а педагогам повышать уровень и результативность воспитательно-образовательной работы с семьями воспитанников.
Литература:
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект. -М. :ТЦ Сфера, 2009.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. – СПб. ,2008
Панфилова М. Игротерапия общения. - М. : Гном,2004