Марина Тенешева
Родительские собрание «Речевое развитие детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительские собрание: "Речевое развитие детей 2-3 лет"
Цель: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста; ознакомление и последующее применение родителями игр для речевого развития в домашних условиях.
Задачи:
Публикация «Родительские собрание „Речевое развитие детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей раннего возраста;
2. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей раннего возраста;
3. Познакомить родителей с играми для речевого развития
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: группа.
I. Организационная часть
Здравствуйте уважаемые родители!
Повестка сегодняшнего собрания будет следующая:
1 вопрос – доклад на тему: «Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития».
2 вопрос – разное.
II. Основная часть
Доклад на тему: «Речь ребенка 2-3 лет и возможности ее развития».
Речь – это форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум направлениям:
- совершенствование речи ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
- становление речи как основы мыслительных процессов и превращение в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей:
- формирование звуковой культуры речи;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- обучение рассказыванию, связной речи;
- развитие выразительной речи.
Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию ребенка.
А несвоевременно исправленный речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Необходимо целенаправленное обучение детей в области коммуникации, тем самым развивая интерес у детей к познанию родного языка.
Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения и нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:
1. Дети, у которых речь совсем отсутствует.
2. Дети, которые говорят отдельными словами.
3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.
Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребёнок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребёнком.
Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.
Учите малыша считалкам.
Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Загадывайте ребёнку загадки, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребёнок запомнит несколько загадок — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление.
Нужно, проговаривая с ребёнком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах. Чтобы развить речь ребёнка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребёнка синонимами, омонимами и т. д. Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и весёлыми!
Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Дудочки и свистульки. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребёнку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. Дудочка усложняет задачу и одновременно с этим делает её более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки. Мыльные пузыри.
Кто дольше? В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.
Повторяй за мной. Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат. Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Проводи мишку. Способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве. Возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник) Интересуйтесь, для чего они нужны.
Голоса животных. Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром. Покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.
Кукла спит. Способствует развитию речи, слуха. Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает её на руках, споёт колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шёпотом, чтобы не разбудить её. Поговорите о чём-нибудь с крохой, попросите что-нибудь рассказать (всё это нужно делать шёпотом). Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Повтори за мной. Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.
У меня зазвонил телефон. Способствует развитию речи, пополнению словарного запаса. Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы.
Чем заняться? Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц).Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает).Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
Большое значение для развития речи имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни. Отправляясь с ребенком на прогулку, вы можете:
- поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, в какую одежду вы одеты, какое сейчас время года;
- в холодное время покормите птиц, понаблюдайте за их поведением и повадками;
- можно поискать приметы времени года;
Уважаемые родители, благодарю Вас за внимание. Надеюсь, что наши рекомендации Вам пригодятся.
Если вопросов нет, то перейдем ко второму вопросу повестки сегодняшнего собрания.
III. Заключительная часть.
Уважаемые родители если на нашем мероприятии вы получили новую информацию, полезную для развития вашего ребенка, при уходе положите в коробочку зеленое яблоко. А если вы считаете, что потеряли время, положите в коробочку красное яблоко.
И, напоследок, хотелось бы сказать: «Следите за Вашей речью, она отражает то, что Вас наполняет».
Если возражений нет, то можем считать наше собрание оконченным.
Спасибо за внимание!