Горбова Наталья
Конспект занятия «Род и родословие» по сказке К. Ушинского «Лиса и козел»
▼ Скачать + Заказать документы
Род и родословие.
Сказка К. Ушинского «Лиса и козел»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Конспект занятия „Род и родословие“ по сказке К, Ушинского „Лиса и козел“» размещена в разделах
- Коза, козлята. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Ушинский К.Д.
- «Лиса и козел», сказка
- Темочки
Цели: закреплять представления о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях; воспитывать любовь и уважение к членам семьи; подвести к пониманию нравственного смысла сказки; учить оценивать поступки героев.
Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о родственных отношениях и взаимосвязях, знает понятие «родословная», «генеалогическое древо»; умеет составлять родословное древо в соответствии с памяткой; составляет небольшой рассказ на тему «Моя родословная»; пересказывает содержание сказки с помощью наводящих вопросов педагога; эмоционально реагирует на переживания и поступки героев сказки.
Материалы и оборудование: аудиозапись песни «Семейный альбом»; фотографии членов семьи, детей.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Отгадайте загадку:
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка –
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли.
(Репка.)
– Назовите, кто же вытянул репку. Почему герои смогли вытянуть репку? (Они жили большой и дружной семьей.) Давайте героям сказки «Репка» расскажем о наших семьях.
2. Род и родословие.
– Сегодня мы поговорим о семье. Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Ответы детей.) Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки – это ваша семья. Что такое родословная? У каждого из вас есть своя история. Это время, когда вы родились, сделали первый шаг, пошли в детский сад. А что предшествовало вашему появлению на свет и отчего ваша жизнь складывается так, а не иначе? Это всё из истории твоей семьи. В прошлом вашей семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история, по-другому, родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки – это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей. На протяжении 100 лет живут одновременно три поколения: в начале века начинается жизнь деда, а в конце века живёт внук.
Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». Генеалогия – наука о родословной человека. А как вы думаете, для чего люди составляют родословные? Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то такое, что поможет возгордиться вашей семьёй. В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. Знание истории семьи также нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия. Каждая семья имеет свою историю. История вашей семьи связана со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых имеет собственную историю. Значит, история семьи является частью истории страны. Легко ли составить родословную своей семьи? Это очень трудно. Но мы с вами попытаемся создать первую ступень генеалогического древа.
Памятка по составлению родословного древа
1. Родословная отвечает на вопросы : кто? где? когда? В каких родственных отношениях состоит?
2. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.
3. Поговорим с родителями и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы).
4. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.
5. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место женитьбы.
6. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.
7. Ты украсишь своё семейное древо собою!
– Возникло ли у вас желание начать составлять родословную своей семьи? Послушайте песню «Семейный альбом» (сл. М. Танича, муз. Д. Тухманова). Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся «плодами» нашего родословного дерева, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи – большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы? К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми. Послушайте отрывок
из стихотворения А. С. Пушкина «Моя родословная».
Понятна мне времен превратность,
Не прекословлю, право, ей:
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И, по несчастью, не один)
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин.
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов,
И не был беглым он солдатом
Австрийских пудреных дружин;
Так мне ли быть аристократом?
Я, слава богу, мещанин.
– Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
3. Чтение сказки К. Ушинского «Лиса и козел».
– В каждой семье мама читает своим детям книги. Послушайте сказку «Лиса и козел».
– Вы с интересом прослушали сказку.
– Что скажете о лисе, а что – о козле?
– Вспомните, как лиса очутилась в колодце?
– А почему козел попал в тот же колодец?
– Каким голосом говорила лиса, когда нахваливала прохладу в колодце, холодненькую водицу? А как она стала говорить с козлом, когда тот прыгнул в колодец?
– О чем рассказывается в конце сказки? (Лиса из колодца сама сумела выскочить, а козла хозяин вытащил.) Давайте коллективно перескажем текст: один ребенок рассказывает первую часть (до того момента, как козел прыгнул в колодец, другой продолжает пересказ до конца.
4. Итог занятия.
– Чему учит сказка «Лиса и козел»?
– Опишите характер лисы, козла.