Галина Агапова
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ[/
b]
[/b]
Назначение: предложенный материал можно использовать в любом дошкольном учреждении. Подобные ритуальные мероприятия не имеет четкой инструкции и зависят от желания и инициативы педагогов, родителей, детей.
Цель: создание групповых родительских и детских ритуалов в группах для детей с ОВЗ и передача их следующему поколению.
Задачи:
Публикация «Ритуал как форма взаимодействия с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1 Развивать у родителей чувства сопричастности к совместной коррекционной работе с ДОУ.
2. Помочь родителям делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность с детьми с ОВЗ
3. Прогнозировать родителям и детям дальнейшие действия и события.
Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) определяется как вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. Речевых, выражающая определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Ритуал по сути - это традиционно выработанный метод социального воспитания (Толковый словарь).
Ритуалы – это действия, которые люди выполняют по религиозным, светским, традиционным мотивам, и которые сопровождают человечество с начала эволюции. С течением времени некоторые ритуалы уходят в небытие, некоторые претерпевают изменения, появляются новые, но как и тысячелетия назад соблюдение ритуалов направлено на то, чтобы помочь индивиду приобрести определенный статус в обществе, войти в социум, занять там свое определенное место. Можно сказать, что жизнь человека – от рождения и до кончины – сопровождается множеством ритуалов и если мы их принимаем и исполняем, то общество нас принимает, оказывает нам помощь и поддержку, признает нас полноправными субъектами. Формирование человека, как члена общества, начинается с семьи. Именно здесь закладываются основы нравственности и одним из факторов их усвоения становятся ритуалы, направленные на создание положительного имиджа (пожелание здоровья при встрече, пожатие рук, выражение благодарности за какую-либо услугу и т. д.).
С образованием любого института социализации возникают новые ритуалы. Создание семьи привело к появлению таких ритуалов, как бракосочетание, наречение ребенка и т. д. Школа, как еще один социальный институт, богата своими ритуалами – праздник букваря, последний звонок, выпускной бал, и т. д.
Дошкольные учреждения долгие годы не являлись социальными институтами, и дошкольное детство считалось промежуточным звеном от рождения и до школьного возраста. И только сейчас, с принятием Федерального Государственного стандарта, детство рассматривается «как период жизни значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду», т. е. дошкольное детство – это самостоятельный, самодостаточный этап жизни человека, столь же, а может и более важный для становления личности, его социализации.
Детский сад – особая страна с особыми гражданами. Как и в любой стране, здесь свои законы, традиции, правила, ритуалы. Семья ребенка впитывает эту модель через устойчивость режима дня, ритуальность сторон детсадовской жизни. И все ритуалы направлены на осуществление главной цели – вырастить здорового, компетентного, коммуникабельного, гуманного гражданина своей Родины. И задача всех взрослых, участвующих в этой великой миссии, – создать условия для роста и развития не только маленького человека, но и его родителей, помочь всеми возможными способами пройти путь социализации, научиться находить общий язык с окружающим миром. Каждое дошкольное учреждение старается внести свою лепту в многогранный процесс, который зовется воспитанием. И не секрет, что мы воспитываем не только детей, но и их родителей.
Мы в этом вопросе не исключение. Каждый раз принимая новых детей, мы принимаем и их родителей и очень хотелось, чтобы побыстрее сдружились не только дети в группе, но и их родители.
Ритуал проведения родительских собраний
Цель: создание положительной эмоциональной обстановки во время родительских собраний.
Поэтому на первых родительских собраниях мы добавляем не совсем традиционный тактильно-вербальный прием. Он прост, но достаточно эффективен. Перед началом собрания родителям предлагалось взяться за руки, поздороваться, улыбнуться и пожелать сидящему рядом доброго вечера, хорошего настроения.
Ритуал утренней встречи детей и родителей в приемной.
Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата
Утром мы всегда выходим к каждому родителю, спрашиваем о самочувствии ребенка. его эмоциональном настроении, желаем родителям доброго дня и хорошего настроения на весь день. Данный прием положительно влияет на эмоциональное развитие как ребенка, они видят наше общение с их родителями, так и влияет на коммуникативность, нравственное поведение их родителей.
Ритуал вечернего провожания детей и родителей.
Цель: осознание ребенком и родителем собственной значимости, установление в группе благоприятного микроклимата
Вечером мы по возможности стараемся поговорить с каждым родителем об успехах, проблемах ребенка или просто интересуемся как прошел рабочий день мамы или папы.
«Ритуал планирования»
Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности.
Это способ формирования самостоятельности и инициативности родителей в выполнении домашних заданий учителя-логопеда и рекомендаций педагогов.
Проблема, которая решалась на группе, традиционна: родители слишком много ждут от педагогов в части организации коррекционной помощи их детям. Но современные тенденции развития дошкольного образования побуждают педагога к иному – создавать условия для подконтрольного, но все же самостоятельного движения родителей к решению коррекционных задач. Речь идет о коррекционных практиках в которых ребенок будет получать своё развитие. Родителям необходимо создать такие условия, чтобы ребенок организовал себя в общении и деятельности, и через это развивался, социализировался и получал положительные эмоции. Навязывать ребенку коррекционную деятельность будет неверно. Но возможно дать ребенку возможность самому сочинить свой день с интересными для него деятельностями в коррекционном направлении. Актуальна работа по данной технологии и в контексте подготовки родителей и детей в преодолении как речевого, так и интеллектуального, физического недоразвития к обучению в школе, она дает возможность подготовить детей к самоорганизации своей жизни и деятельности, при переходе от одной формы взаимодействия со значимым взрослым к другой.
Суть (характеристика) технологии «Ритуал планирования»:
Технология дает родителям и детям опыт планирования предпочитаемой свободной деятельности, преимущественно коллективной, в течение дня. Родитель с ребенком видит, как разворачивается день, понимает его «обязательные» и «вариативные» части, свою возможность построить собственный день и продуктивно провести его.
[b]Основные идеи технологии: [/b] Учитель-логопед, воспитатель привлекает родителей и соответственно те в свою очередь детей к планированию собственного дня. Родителю рекомендуется составить «бланк с расписанием», в котором выделены «якоря», то, что изменить нельзя, и свободное время, которое ребенок может заполнить самостоятельно. Родитель берет на себя только напоминание о множественности вариантов (и спортивное, и художественное, и игровое дело). План вывешивается родителем на видное место (это может быть магнитная доска, пробковая доска) и в соответствии с ним родитель организует себя и ребенка.
На наш взгляд, применяемая нами технология крайне полезна в коррекции недоразвитий и как составной элемент подготовки ребенка к обучению в школе.
С помощью технологии «Ритуал планирования» педагог
• стимулирует осознание родителями протяженности и насыщенности рабочего дня детей в ДОУ, правильного планирования выходного дня,множественности его вариантов и управляемости, а так же собственной ответственности за день;
• проектирует многообразие видов детской деятельности в течение выходного дня дня, осознание их ребенком;
• развивает умение родителей сговариваться с детьми по поводу совместной деятельности, объединяться и меняться оборудованием;
• учит родителей делать выбор, ставить цель и планировать свою деятельность по выполнению домашних заданий, отстаивать свою точку зрения, оценивать свои совместные с детьми достижения;
• учит родителей организовывать своё свободное время и ребенка, тем самым учат своих детей самостоятельно находить себе занятие в режиме дня;
• учит ценить время, использовать его максимально и разнообразно;
• развивают самостоятельность, инициативность родителей, детей, волевые качества, укрепляют физическое и психическое здоровье.
Таким образом мы рассматриваем данную работу – как процедуру для всех родителей группы, которая объединит их, раскроет ценность планирования собственной деятельности, настроит на виды работы.