Елена Заболотная
Рисование «Веселые матрешки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование "Веселые матрешки"
Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством; познакомить с историей рождения русской деревянной матрешки; цветовым строем узора и элементами композиции; научить расписывать плоскостную матрёшку.
Публикация «Рисование „Веселые матрешки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
- развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского искусства.
Методические приемы:
показ и рассказ воспитателя;
игровая мотивация;
музыкальное сопровождение;
напоминание о технике рисования;
наблюдение за работой детей;
индивидуальные объяснения;
выставка игрушек, иллюстраций в приемной для родителей;
роспись силуэтов;
художественное слово;
Материалы, инструменты, оборудование: выставка деревянных игрушек – матрешек, иллюстрации и детские книги с изображением разных видов матрешек, записи с народными мелодиями, шаблоны матрешек, сделанные из белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, ИКТ, презентация «Русские матрёшки».
Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.
Ход НОД:
Воспитатель: (Звучит русская народная мелодия, дети проходят в группу, где организована выставка).
Воспитатель.
- Вы, ребята, подходите,
И на выставку смотрите.
Привезли издалека
Здесь не ситцы и шелка,
И не кольца и не брошки
А веселые …
Дети. Матрешки!
Воспитатель.
- Пять девчонок деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах здесь, на выставке живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается на две половинки, (показ)
В ней живет еще одна куколка в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй. (Показ)
Половинку отвинти, плотную, притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую. (Показ)
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри? (Показ)
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сестры-куколки стоят.
Воспитатель. Нравятся вам матрешки? А хотите узнать, как матрешки появились в России?
Воспитатель: А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите, и слушайте (показ слайдов презентации «Русская матрёшка). Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка - розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике, с петухом. Матрешку сразу очень полюбили взрослые и дети. А вы знаете, почему игрушку назвали - матрешкой?
Дети. (Ответы)
Воспитатель: Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Воспитатель: Сегодня появились самые разнообразные матрешки- персонажи из русских народных сказок, стали появляться матрешки- мужчины. Матрешки стали отличаться по росписи, размерам, количеством вкладышей (от 8 до 60 шт.). Производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны: в г. Семенове, в селе Полхов – Майдан, в г. Сергиевом Посаде (Загорске, Твери и других городах. Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите:
Семёновская матрёшка.
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: посмотрите, как платок завязан?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы все вставайте, и с матрёшкой поиграйте!
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Сергиев – Посадская матрешка.
«Я из Сергиева – Посада!
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой».
Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
Полхов - Майданская матрёшка.
«Мы матрешки из Полхов – Майдана!
Можем стать звездой экрана.
Украшен наш наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными».
Вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.
оспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала русским сувениром. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. (Показ). Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Да, они деревянные. Их сначала вытачивают на станке, затем грунтуют крахмалом, расписывают и покрывают лаком. (Показ иллюстраций). Вот как получаются эти яркие и веселые игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть силуэты матрешек. Они не раскрашены, поэтому выглядят не нарядно, не ярко. Хотите сегодня стать мастерами – матрешечниками и украсить силуэты красивым узором?
Дети. (Ответы)
Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Рекомендации:
1. Перед началом работы стол накрываем клеенкой.
2. В ходе работы грязные руки оттираем от красок с помощью салфетки.
3. На рабочем месте поддерживать чистоту и порядок.
4. После окончания работы приводим рабочее место в порядок, моем руки с мылом.
Самостоятельная работа детей под русскую народную мелодию.
Подведение итогов занятия
Выставка работ: дети выходят к доске и прикрепляют свою матрешку на доску. (Готовые работы размещаются на доске в виде «хоровода».)
Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки! (Приглашаются дети рассмотреть работы).
Кем вы были сегодня на занятии? Какую матрешку мы рассматривали? О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии? Как называются матрешки, которых мы рассматривали? Чему вы сегодня научились? Какая матрешка получилась самая веселая? Какая матрешка получилась самая нарядная? У какой матрешки самый яркий сарафан? У какой матрешки самый красивый платочек?
Дети. (Ответы)
Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера! Воспитатель: Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо вам, ребята!