Ольга Веряева
Рисование в старшей группе «Домашние животные» по алгоритмическим схемам
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование — вид изобразительной деятельности, главное назначение которого — образное отражение действительности.
На практике некоторые дети не проявляют большого желания рисовать в свободной деятельности, рисуют только по просьбе взрослого и неохотно. Причина этого не столько отсутствие интереса к рисованию, сколько затруднения в изображении предметов, отсутствие навыков рисования.
Публикация «Рисование в старшей группе „Домашние животные“ по алгоритмическим схемам» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Рисование
- Животные. В мире животных
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2020
Научить детей рисовать, изображать можно только развив целенаправленное зрительное восприятие — наблюдение. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его конструкцию, форму, цвет, величину, расположение частей.
Одним из приемов, позволяющих всесторонне анализировать предмет, увидеть его свойства и характеристики, является обучение рисованию с опорой на алгоритмическую последовательность изображения предмета.
При обучении дошкольников предметному рисованию воспитатель сначала предлагает провести анализ предмета, показывая игрушку или рисунок. Предлагает мысленно разделить объект на части, его составляющие – туловище, шею, голову, – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования.
Например, при рисовании животного дети называют форму туловища и головы, затем педагог показывает алгоритм (последовательность) рисования, называя части тела и их форму (голова – круглая, туловище – овальное, уши треугольные, хвост, и т. п.).
Впоследствии эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.
Подобные схемы состоят из знакомых детям геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат). Когда ребенку показывается алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые уже умеет рисовать. На начальном этапе педагог вместе с детьми рассматривают, из каких геометрических фигур состоит предмет, ребенок обводит их пальчиком.
Изображение предмета по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе предмета (туловище животного, человека, к которой последовательно дорисовываются остальные части (голова, ноги, и т. д.).
Например, изображение поросенка начинается с рисования геометрической фигуры – круга. Внутри большого круга,круг поменьше –голова, и еще один круг-пяточок. Можно сравнить с пирамидкой,при рассматривании ее сверху. На голове с помощью небольших треугольников дорисовываются ушки. Дугообразной линией — рот. С помощью горизонтальных линий изображаем ноги с треугольными копытами.
Изображение кролика состоит из разных по размеру овалов:большой овал-туловище,маленький овал-голова. Длинные овалы-уши,небольшие овалы под большим –лапки и справа хвостик. Важно объяснить детям,что кролика мы рисуем боком,поэтому видим и рисуем один глаз.
Лошадь рисуем с помощью прямоугольников и хвоста-треугольника. И,конечно,никогда не забываем про фон.
Постепенно дети перестают испытывать чувство неуверенности и страха перед рисованием, с интересом берутся за карандаши и рисуют, сначала совместно с воспитателем, а позже, овладев опытом рисования по схемам – самостоятельно.
На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами характеризуется однообразием техник исполнения, препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку детям дается как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета, предлагается вариативность цветовых решений и деталей. В результате ребенок запоминает последовательность, суть рисования, сохраняет технику, но привносит в изображение творчество и индивидуальность.
Использование схем последовательности рисования способствует формированию творческих способностей у детей, активизирует потенциал их возможностей в обучении рисованию. Усвоив навыки предметного рисования дошкольникам уже гораздо легче переходить на более сложный вид изображения – сюжетный.