Ирина
Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
Публикация «Особенности использования театрализованных игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Т. Ткаченко [5] указывает, что к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно внимания уделяется рассмотрению особенностей использования театрализованных игр в развитии речи детей с ОНР.
С точки зрения М. Маханевой [2], театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Сами по себе театрализованные игры являются частью воспитательно-образовательной работы, которая имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других – дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо, где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
Р. Сигуткина [3] указывает, что речевые и пантомимические действия исполнителей ролей в театрализованной игре должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
В процессе театрализованной игры у детей совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В таких играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Это важно, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые складываются в процессе игры и в ходе подготовки к ней.
Р. Сигуткина [3] отмечает, что организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог должен учить детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учить звукоподражанию, четкой дикции.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Данные особенности театрализованной игры использованы нами в практике работы с детьми средней группы «Морячок» с ОНР на базе КС (К)ОУ «Чебоксарская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 1» Минобразования Чувашии.
Так, например, в ходе реализации театрализованной игры «Зимние забавы» мы развивали у детей диалогическую речь с использованием упражнения «Зайчик и лиса». Для этого были изготовлены на каждого ребенка вязаные пальчиковые персонажи зайца и лисы, которые дети надевали на свой указательный палец. Образцы персонажей для вязания приведены в пособии Т. Ткаченко и К. Стародуб [4]. Приведу авторскую разработку театрализованного упражнения с использованием некоторых стихотворных элементов из пособия Н. Ф. Губановой [1] :
Зима. Зайка, зайка, где ты был?
(Дети согнули пальцы, прижимая куколки к ладоням.)
Зайка. В зимний лес гулять ходил.
(Наклоняют вперед палец с зайкой.)
Зима. Что ты видел там в лесу?
Зайка. Видел рыжую лису.
(Указательный палец держит зайку.)
Зима. Подошел к ней и спросил:
(Зайчик направляется к лисе.)
Зайка. Что ты делаешь в лесу?
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. С удовольствием вяжу.
(Пальчики делают «пружинку».)
Зайка. Для кого?
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. Для сынишки моего!
(Покачивание пальчиком.)
Лиса. Очень много я вязала,
но уж больно я устала!
(Покачивание из стороны в сторону.)
В ходе реализации театрализованной игры «Морская игра» мы учили детей выполнять движения, сопровождая речью. Приводим разработанную нами театрализацию русской народной прибаутки «Ходит Ваня».
Мальчики играют на балалайках, девочки выполняют «пружинку».
Ходит Ваня, ходит Ваня
(Мальчики играют на балалайках.)
Посреди кружочка, посреди кружочка.
(Ваня идет по кругу.)
Ищет Ваня, ищет Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Ваня находит себе девочку-дружочка.)
Нашел Ваня, нашел Ваня
Для себя дружочка, для себя дружочка.
(Берет ее за руку, ведет в круг, танцует с ней.
Остальные хлопают в ладоши.)
Использованные нами театрализованные игры доставили детям немало счастливых мгновений, привлекли яркостью, динамикой, т. к. в их арсенале присутствовали художественные средства: интересные персонажи, музыка. Опыт использования театрализованных игр в работе с детьми с ОНР показал, что от игры к игре нарастала активность детей, они стали точнее запоминать текст, научились перевоплощаться, «входить в образ», овладевать средствами выразительности.
Таким образом, театрализованные игры являются одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей с общим недоразвитием речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М. : Вако, 2007. – 256 с.
2. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 11. – С. 6 – 14.
3. Сигуткина, Р. Рекомендации к организации театрализованных игр / Р. Сигуткина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 55 – 58.
4. Ткаченко, Т. Мягкая игрушка для начинающих: лучшие модели и выкройки / Т. Ткаченко, К. Стародуб. – М. : Рипол классик, 2005. – 192 с.
5. Ткаченко, Т. О работе воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 11. – С. 13 – 17.