Наталья Ряполова
Режиссерская игра как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в режиссерской персонажами являются исключительно игрушки, а ребенок выступает из позиции режиссера и не участвует в игре в качестве действующего лица, а только управляет и руководит игрушками и предметами игры. Во время игры дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности., развивая интонации и мимику.
Публикация «Режиссерская игра как средство развития ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
«Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю» (Гаспарова Е. М. 1989). Характер режиссерских игр преимущественно индивидуальный, поэтому педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребёнка, подбирая игровой материал, стимулируя возникновение игры. При этом, самостоятельность детей сохраняется. Во время игры интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, воспитываются такие нравственные качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.
Благодаря режиссерским играм ребёнок примеряет на себя различные социальные роли, что в итоге способствует всестороннему развитию ребёнка.
Новизна данной методической разработки представлена в виде нетипичной формы макета, универсальности использования в режиссерских играх, ненавязчивом автоматическом закреплении знаний у детей о частях суток и режиме дня. Также разработку можно использовать во время занятий и бесед на тему безопасности детей в различных жизненных ситуациях.
Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в развитии ребёнка как творческой личности, развитии воображения, фантазии, речи, памяти, внимания, умственной деятельности, мышления, развитии кругозора. Закрепляются и усваиваются элементарные знания об окружающей среде. Вырабатываются определённые нормы поведения и представления о различных социальных ролях и их значимости.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель: создание условий для развития речи детей как средство общения и культуры, развитие социального и эмоционального интеллекта.
Задачи:
1. развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи;
2. развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, окружающем мире;
3. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Приоритетная область: «речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально — коммуникативное развитие».
В универсальный макет входят:
Дидактическое пособие «Большой мир в маленьком доме»
Игрушечная мебель
Набор бумажных кукол «Семья»
Картинки для окон (соответствующие временам года)
Картинки имитаций картин
Этапы изготовления режиссерской игры :
I этап. Выбор темы, создание эскизов.
II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».
III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.
I этап. Выбор темы, создание эскизов.
Идею создания универсального макета режиссерской игры подсказали дети во время беседы, направленной на закрепление знания детьми частей суток. При выставлении стрелок — указателей на календаре погоды дети высказали желание поиграть в утро, день, вечер, ночь с помощью игрушек. Но так как календарь погоды не предназначен для подобного рода игр, то дети быстро разочаровались и оставили эту затею. Педагогами было внесено предложение о создании своего макета для игры с зонированием на части суток. Дети приняли эту идею с большим энтузиазмом.
С родителями были проведены консультации на темы «Режиссерские игры. Отличие от сюжетно — ролевых игр и их преимущества», «Создание условий дома для режиссерских игр». Часть родителей проявили интерес к теме режиссерской игры и созданию универсального макета, мотивируя желанием принимать участие в жизни детей как дома, так и в саду и создавать для них дополнительные условия развития.
При планировании формы и наполняемости макета режиссерской игры совместно с детьми и родителями было принято решение сделать пособие в виде дома, разделенного на 4 комнаты, обозначающих части суток, имеющих разный цвет и подходящих под стандартный режим дня.
Первой комнатой была выбрана ванная, так как утро начинается с умывания, чистки зубов и других гигиенических процедур. Цвет для ванной комнаты был выбран голубой.
Вторая комната — это кухня — столовая в желтый тонах, обозначающая самую светлую и солнечную часть суток — день. Выбрана детьми по ассоциативным представлениям к словам «день» и «обед».
Третьей комнатой выбрали зал, в котором вечером собирается вся семья и проводит время вместе. Цвет комнаты оранжевый, из — за сходства с закатом солнца.
И четвертая комната, конечно же, спальня. В ней можно не только готовиться ко сну и спать, но и использовать для уединения и проведения досуга. Цвет комнаты фиолетовый.
При проектировании пособия исключили необходимость создания стен и крыши для обеспечения удобного и легкого доступа к макету с разных сторон, расширению игрового пространства и одновременном использовании несколькими детьми или подгруппами детей, что расширяет возможности и вариативность применения макета.
II этап. Описание процесса изготовления универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме».
Для основы пособия использовались:
• фанера
• потолочная плитка из полистирола 50х50 см
• линейка
• простой карандаш
• канцелярский нож (строительный)
• клей — пистолет
• напильник
Изготовление основы макета взял на себя один из родителей воспитанницы группы.
Из фанеры был вырезан квадрат в соответствии с размерами потолочной плитки (50х50 см).
Края фанеры были обработаны напильником для сглаживания острых краев и обеспечения безопасного использования пособия. Получившийся квадрат и потолочную плитку склеили между собой.
Для выполнения межкомнатных перегородок макета использовали:
• потолочную плитку из полистирола 50х50 см
• канцелярский нож (строительный)
• линейку
• простой карандаш
• отрезы обоев для стен
• клеевой пистолет
Потолочную плитку разделили напополам, сделали прорези в месте соединения частей и вырезали по бокам дверные проемы.
Подобрали обои для комнат в соответствии с выбранной для них частью суток.
Обклеили перегородки и основание обоями. Склеили перегородки с основанием.
От обычного потолочного плинтуса из полистирола срезали края нужной длины и приклеили на макет, усилив таким образом крепление стенок к основанию.
Для наполнения комнат пособия атрибутами игры были привлечены дети и их родители. Воспитателями был проведен мастер — класс «Создание игрушечной комодика из спичечных коробков».
Также воспитателями была спроектирована и выполнена вся мебель с использованием следующих материалов:
• небольшие обрезы от листов ПВХ
• клеевой пистолет
• канцелярский нож (строительный)
• отрезы ткани
• различные баночки из - под жидкого мыла, йогурта и т. д.
• тонкий двусторонний скотч
• распечатка на фотобумаге картинок для оформления мебели
Для завершения и доработки деталей интерьера универсального макета режиссерской игры «Большой мир в маленьком доме» дети совместно с педагогами обклеивали игрушечную мебель разноцветной самоклейкой, вырезали коврики, постельное белье, картинки для окошек, и плели занавески.
Для окон и картин были сделаны специальные кармашки из прозрачного плотного пластика, чтобы дети в зависимости от смены времени года могли менять пейзажи. Картины же меняются по настроению детей.
В качестве персонажей для игры дети выбрали семью из четырех человек с двумя питомцами.
Для кукол дети с родителями в домашней обстановке изготовили наборы одежды, а для животных из подручных средств и материалов сделали:
кошачий домик
лежанку для собаки
игрушки для животных
миски для еды и воды
Дети обводили кукол по контуру, рисовали одежду, раскрашивали и вырезали. Планируется постоянное пополнение нарядов и аксессуаров для кукол, чтобы увеличить количество вариантов игры. Например, если кукле папе нарисовать костюм пожарного, то им можно играть не только как папой пожарным, но и разыгрывать сюжеты по спасению детей из опасной ситуации (пожар в доме, опасность возгорания из-за халатного обращения с электроприборами и т. д.).
Для атрибутов питомцев использовались:
• картон
• цветной картон
• отрезы тканей
• крышки от бутылок с водой
• проволока
• клей
Основу для кошачьего домика и лежанки собаки склеили из плотного картона. Затем обклеили материалом и довершили украшением в виде маленькими игрушек для животных.
III этап. Применение в воспитательно — образовательном процессе.
После изготовления всех атрибутов пособия дети расставили мебель по комнатам и приступили к игре. Сначала играли в «Семью» с готовыми персонажами. Позже стали использовать другие модели сюжета и персонажей для игры. На этом этапе проявилось преимущество режиссерских игр над другими ролевыми играми. Используя одинаковые предметы и выбирая один и тот же сюжет для игры, дети всегда играют по — разному проявляя свою индивидуальность. Как это можно использовать при развитии сюжета режиссерской игры? Например, при обыгрывании утреннего сбора на работу, в детский сад, в школу можно отследить последовательность действий (что сначала, что потом) и зафиксировать. Таким образом можно получить режим дня в утренний отрезок времени. Проиграв каждую часть суток и зафиксировав действия героев, дети получают самостоятельно составленный режим дня.
Вариативность использования данного момента заключается в обыгрывании различных жизненных ситуаций. Результатом такого обыгрывания могут быть правила, памятки, инструкции, созданные самими детьми или совместно с педагогом, которые служат материалом для создания тематических «книжек — малышек».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдая за игрой детей на универсальном макете «Большой мир в маленьком доме», мы пришли к выводу, что режиссерские игры имеют огромный потенциал в развитии детей. Режиссерские игры и сюжетно — ролевые очень схожи между собой. Но во время режиссерской игры ребенок проецирует роли не на себя, а на предмет которым играет, что дает ребенку возможность отойти от шаблонов поведения сюжетно — ролевых игр, определенных алгоритмами поведения в той или иной ролевой ситуации. Это раскрывает индивидуальность детей, развивает речевые, творческие способности детей, социализирует, закрепляет правила поведения в обществе и в различных жизненных ситуациях.
В дальнейшем планируется создание дополнений атрибутов, так как макет можно использовать для игр «Мой дом», «Безопасность с электротехникой», «Когда один дома», «Пожарная безопасность» и т. д. Вариантов новых сюжетов для игры очень много, именно поэтому это пособие универсально.
Также, играя на макете, дети легко и ненавязчиво запоминают части суток и распорядок дня, что способствует закладыванию основ здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное, испр. И доп. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утрверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. М. : Академический проект, 2001.
4. Е. М. Гаспарова. Игра дошкольника; под ред. С. Л. НовоселовоЙ. М. : Просвещение, 1989
5. Е. В. Трифонова. Режиссеркие игры дошкольников. М. : Науиональный научный центр, 2016.