Приложение МААМ

Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка

Лариса Шишатская
Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно мыслить и перед педагогами особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание того, что сегодня нам нужна творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и не запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить, высказать предложение.

Публикация «Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка» размещена в разделах

Помните известное китайское изречение:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я ЗНАЮ.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Так как успешность обучения определяется не запасом представлений, приобретённых детьми в дошкольный период (знание букв, умением читать, считать и т. д., а уровнем развития мыслительных операций, наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения проблемных ситуаций.

В практике мы используем различные методы повышения познавательной активности детей : проблемные вопросы, развивающие игры и т. д, но не всегда создаётся ситуация поиска, не даётся возможность раскрыться ребёнку, и дети остаются пассивными наблюдателями, следовательно, возникает необходимость использования решения проблемных ситуаций.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие творческого мышления, и повышение познавательной активности ребёнка.

Рубенштейн С. Л. говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – возникает трудность: не хватает знаний, жизненного опыта.

Уже столкновения с трудностью, невозможностью выполнения предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает интерес к вопросу, догадке. Активность мышления и интерес дошкольника к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит воспитатель. Такие ситуации создаются воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы :

– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его

разрешения;

– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации,

сопоставлять факты;

– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;

– определяем проблемные теоретические и практические задания (например,

исследовательские);

– ставим проблемные задачи.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно

воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она

активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса, «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А. М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Приведё м пример: Как принести воду в решете? Для этого воспитатель организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лёд. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из ёмкости. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки, т. к. боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Публикации по теме:

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности Сообщение из опыта работы: «Экспериментирование в проектной деятельности как метод развития самостоятельности и познавательной активности».

Картотека игровых проблемных ситуаций «Твой друг загрустил. Как ему вернуть хорошее настроение?» «Вы поссорились с другом перед вашим днем рождением.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников» Консультация для педагогов «Детское экспериментирование, как средство повышения познавательной активности у дошкольников». Расскажи –.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольника через игровую деятельность» Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у.

Методические рекомендации «Организация проблемных ситуаций в режимные моменты» Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет. Тема: «Транспорт» Животные Африки.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Как сделать соленое тесто» Совместная деятельность по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций: «Как сделать соленое тесто?» Цель : научить детей.

ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» ОД по познавательному развитию с использованием проблемных ситуаций «Сила волшебства» Цель: Формирование у детей субъектной позиции через.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Проект «Использование проблемных ситуаций в детском саду» Подготовила: воспитатель Маслова Н. Ю "Использование проблемных ситуаций в детском саду". Актуальность данной проблемы. В современных.

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования Санкт – Петербургская Академия постдипломного Педагогического образования Института детства Кафедра дошкольного образования Выпускная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 10:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Решение проблемных ситуаций, как метод повышения познавательной активности ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шишатская (УИ 222687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД