МААМ-картинки

Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности

Светлана Михеева
Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы:

«Экспериментирование в проектной деятельности

как метод развития самостоятельности

и познавательной активности»

СЛАЙД 2

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Публикация «Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» размещена в разделах

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно. СЛАЙД 3

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Анализ образовательной программы ДОУ позволил выявить тот факт, что в ней недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности детей по экспериментированию.

Для того чтобы определить уровень развития исследовательской деятельности наших детей, в начале учебного года была проведена диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования по методике Л. Н. Прохоровой, Л. Н. Мещеряковой. СЛАЙД 4

Данная диагностика содержит несколько изучаемых вопросов: выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности, выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми, выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки; сопоставлять различные факты; умение рассуждать и аргументировать собственные выводы, выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения, умеет ли соотносить результат с целью.

Диаграмма уровня развития опытно-экспериментальной деятельности детей старшей логопедической группы

Между тем, психологами и педагогами (Лев Семенович Выготский, Николай Николаевич Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественнонаучных и экологических понятии. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. «Что я слышу — я забуду, что увижу — то запомню, что я сделаю — я пойму». (Климент Аркадьевич Тимирязев). Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. СЛАЙД 5. Поэтому одна из задач в этом учебном году посвящена именно опытно-экспериментальной деятельности.

Вся работа по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ ведется согласно следующим организационным документам: СЛАЙД 6

1 Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2 Приказ Минобрнауки России от 20.07.2011№ 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2012 №03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения»

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего детского сада.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач: СЛАЙД 8

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- использование познавательно-исследовательской деятельности как стержне-образующей для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);

- обеспечение освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношения);

- перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

-воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Опытно- экспериментальную деятельность можно распределить по трё м направлениям: СЛАЙД 9

живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Проработав на начало года, состояние предметно-развивающей среды группы, мы решили пополнить уголки экспериментальной деятельности, систематизировать имеющиеся методические разработки. СЛАЙД 10

Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Для развития познавательной активности детей в группе совместными усилиями педагогов и родителей оборудована и постоянно оснащается детская мини- лаборатория, где представлены различные материалы для исследования:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, сито и др.

СЛАЙД 11, 12, 13

Пополняя уголок экспериментирования учитывала следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения СЛАЙД 14

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Помимо материалов уголка мною были созданы картотека опытов, карточки для проведения опытов. СЛАЙД 15

С начала учебного года мы начали разрабатывать перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности по теме : “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников”, которое включает в себя:

экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

познавательные занятия с элементами экспериментирования;

• демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

• долгосрочные наблюдения-эксперименты. СЛАЙД 16

Данное планирование было необходимо включить в уже имеющееся общее комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности ДОУ, поэтому часть работы по опытно-экспериментальной деятельности было переведено в проектную деятельность. Такое взаимопроникновение оказалось наиболее выигрышным, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение то го или иного объекта. Очень содержательными получаются именно экологические проекты. В них участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Сейчас на стадии разработки находятся конспекты НОД опытно-экспериментальной деятельности, согласно составленного перспективного планирования данного вида детской деятельности.

Сейчас мы представляем проект «Мир воды», который на данный момент оказался актуальным для детей нашей группы. Значимая проблема, на решение которой направлен проект : дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, помещения, для стирки белья, для полива растений. Расширить представления о воде, о её свойствах. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. СЛАЙД 17

Задачами проекта является расширить представления о воде, о её необходимости. Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов; размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать. Прививать у детей навыки бережного использования воды. Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.

При организации опытно-экспериментальной деятельности в своей работе использую следующие формы работы: СЛАЙД 18

- непосредственная образовательная деятельность;

- беседы познавательного характера;

- знаково-изобразительные средства;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры,

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

На подготовительном этапе проекта подобрала методический и дидактический материал. В ходе разработки проекта была использована следующая методическая литература : СЛАЙД 19, 20

О. В Дыбина «Неизведанное рядом», Г. П. Тугушева. ООО «ТЦ Сфера» Москва 2010г.,

А. И. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» Детство Пресс Санкт- Петербург 2011г.

Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» Москва 2012г.,

С. Н. Николаева «Юный эколог» для работы с детьми 5- 6 лет, Мозаика- Синтез Москва 2010г.

С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», «Просвещение» Москва 2002г.

Т. М. Бондаренко «Экологическое воспитание детей 5- 6 лет» Воронеж 2012г.,

Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников» Волгоград 2013г.

Н. М. Зубков «Воз и маленькая тележка чудес», «Речь» Санкт- Петербург 2012г.

СЛАЙД 21

Основной этап проекта :

Работа с детьми включала:

Беседы с детьми по теме: «Вода, вода, кругом вода», «Где живут капельки воды в детском саду», «Зачем нужна вода», «Берегите воду», «Кто живёт в воде», «Круговорот воды в природе». СЛАЙД 22

Составление альбома с рисунками

Цикл наблюдений : Наблюдение за снегопадом, Рассматривание снежинок через лупу, наблюдение за снегом, наблюдение за сосульками. Наблюдение за капелью и ручейками, наблюдение за проталинами. СЛАЙД 23

Экспериментальная деятельность :«Свойства воды» выяснили с детьми что вода бесцветная, не имеет вкуса и запаха. «Какой бывает вода» вода не имеет формы, но имеет вес. СЛАЙД 24,25

Программные задачи старшей группы образовательной области «Познание : формирование целостной картины мира (ознакомление с природой) не предусматривают знакомство с состоянием воды (лёд, пар). Но нашим детям было интересно, они задавали много вопросов, и. мы решили удовлетворить потребности детей, и провели экспериментальную деятельность по теме : «Три состояния воды» где уточнили состояние воды жидкое, твёрдое (лёд, пар. Во время проведения данного эксперимента дети сами получили ответы на свои вопросы, проанализировали и сделали выводы.

После проведения экспериментальной деятельности в детском саду предложила и родителям поучаствовать в нашем экспериментировании и провести опыты с водой, которые больше всего запомнились детям дома. В результате этого получился альбом с фотоработами детей и родителей.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» также нашла свое отражение в нашем проекте. Детям очень нравилось отгадывать загадки, внимательно слушали стихотворение о воде, пословицы и поговорки. Детей познакомились со сказками «Снежная королева» Андерсена, «Бабушка вьюга» Братьев Гримм, Н. А. Рыжовой «Жила- была река», отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города». СЛАЙД 26

Во время проекта мы использовали различные виды детской деятельности :

НОД продуктивной деятельности по теме : «Кораблик» по художественному творчеству рисованию «Ранняя весна», по лепке «Аквариум с рыбками» СЛАЙД 27 были использованы и разнообразные подвижные игры, так или иначе связанные с тематикой проекта «Мы капельки», «Ходят капельки по кругу», «По проталинкам», «Ручеёк», «Море волнуется раз»; Очень полезным и поучительными оказались такие обычные и каждодневные занятия детей в детском саду: Хозяйственно бытовой труд: «Полив цветов», «Стирка платья куколки», «Мытьё аквариума.» Здесь дети трудились не просто та, а со знание дела, пониманием значимости воды во всех этих процессах. В результате получили выводы и необходимости беречь и экономить воду дома и в детском саду. СЛАЙД 28,29

Также в течение проекта была проведена работа с социальными партнерами поселка, а именно поселковой библиотекой и Быковской СОШ. Дети посетили библиотеку, где рассмотрели много интересных книг по теме проекта, энциклопедии, художественную литературу. Библиотекарь любезно провела беседу с детьми «Где в природе встречается вода». Детям было очень интересно. СЛАЙД 30

Работа с родителями:

Анкетирование родителей на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях»

Консультации для родителей: СЛАЙД 31

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Проведение экспериментально- поисковой деятельности в детском саду»

Совместные рисунки с детьми на тему «Вода», совместное проведение опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома и составление фотоальбома «Наши эксперименты». СЛАЙД 32

Заключительным этапом проекта запланировано проведение праздника «Волшебница вода». СЛАЙД 33

Работа над проектом предполагает сотрудничество как с родителями, так и с педагогами ДОУ. Для педагогов ДОУ подготовлена мультимедийная презентация проекта после завершения и уже сейчас проведены консультации.

В данном проекте представлена опытно-экспериментальная деятельность с водой, в дальнейшем я планирую работу по проведению опытов с песком и почвой, сейчас на стадии еще один проект «Мы огородники», посвященный выращиванию рассады для нашего огорода. СЛАЙД 34.

В следующем учебном году мы решили продолжить работу по опытно-экспериментальной деятельности и разрабатывать конспекты непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы.

В своей работе с детьми – дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал” (Василия Александрович Сухомлинский). СЛАЙД 35

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников». Из опыта работы Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работыЭкспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. Опыт работы Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Цель: - изучить методическую литературу по данной теме;.

Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности»Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности» Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников с нарушением слуха. Что я слышу – забываю. Что я вижу.

Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский.

Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности «Игра как метод развития познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»Актуальность Сегодня.

Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать, сами.

Презентация «Портфолио воспитателя «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников» Тема, которая мне интересна:«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.» Содержание: Раздел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 10:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование в проектной деятельности, как метод развития самостоятельности и познавательной активности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Михеева (УИ 30204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД