Ирина Викторовна Кочергина
Рекомендации учителя-логопеда на летний период в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации учителя-логопеда на лето
Уважаемые родители!
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
Публикация «Рекомендации учителя-логопеда на летний период в группе компенсирующей направленности для детей ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. В логопедической практике много случаев, когда в летний период положительные результаты коррекции заметно снижаются. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Только игра и живое непосредственное общение!
Вот несколько советов, которые помогут детям закрепить полученные знания на практике.
Развитие сенсорного восприятия
• Игры с песком. «Найди игрушку», «Спрячь игрушку», Нарисуй пальчиком (палочкой) на песке, «Забавные ладошки» (Сделать отпечатки ладошек; палочкой дорисовать изображение, «Золотоискатели» (Разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать. Искать "золото", считать, складывать в сито) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, сравнения по величине, фантазию, моторику.
• Игры: «Определи на вкус», «Что так пахнет?», «Что спрятано в мешочке?» (определение наощупь, «Сосчитай предметы в мешочке» (Не глядя) – развивают тактильное восприятие, закрепляют навыки счета, создают сюрпризный момент.
• Игры с цветом. Рисование, раскрашивание (Так же, как на образце; так же, как в природе, на наглядности,
- игра «Найди такого же цвета» - закрепляет навыки соотнесения с образцом, знание цветов и оттенков
- «Найди»
Пример. Найди, где стоит красная машина? А березку найдешь? А где зеленая скамеечка? и т. п. – развивает внимание, знание цвета.
Начинать надо с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти
Пример. Найди маленький зеленый листочек. Найди большую черную птицу…
Развитие мелкой моторики
• Выкладывать рисунки (из камней, шишек, палочек, песка);
• Играть с сухим и мокрым песком;
• Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
• Бросать и ловить летающие тарелочки;
• Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
• Перебирать крупы;
• Играть с пальчиками (пальчиковая гимнастика);
• Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
• Завинчивать гайки (конструктор, уголок «Мастера»);
• Собирать бусы, играть в шнуровки (развязывать и завязывать узелки);
• Лепить из пластилина.
Дыхательная гимнастика
• «Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
• «Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.
• «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие - «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
• «Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
• «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т. е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
• «Лети, перышко!». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давай ему опускаться вниз.
• «Дудочка» Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для формирования позиции губ.
• "Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
•"Заборчик". Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
•"Хоботок". Вытягивание сомкнутых губ вперед.
•"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
• «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для язычка.
•"Лопаточка". Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
•"Иголочка". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
•"Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
•"Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
•"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
•"Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
И главное:
Не фиксируйте внимание на ошибках ребенка, а тактично исправьте его. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
Желаю приятного отдыха и удачи!