МААМ-картинки

Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе

Татьяна Загорулько
Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе

Детство – это период не только познания окружающего мира, но так же и время развития различных психических процессов: памяти, внимания, мышления. Также у детей в дошкольном возрасте идет активное развитие речи. Специально организованные занятия в детских дошкольных учреждениях способствуют в развитии всех этих процессов, а также помогают подготовиться детям к школе.

Публикация «Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе» размещена в разделах

Готовность ребенка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами.

Будущий первоклассник должен:

1. Правильно произносить все звуки русского языка;

2. Уметь различать все звуки на слух, т. к. это умение является предпосылкой овладения грамотой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Также к 6 годам ребенок может назвать звуки, которые находятся в начале, середине, конце коротких слов (дом, пол, соль и т. д.).

3. Словарный запас ребенка 6 лет должен составлять не менее 2000 слов. В словаре должны присутствовать обобщающие слова: фрукты, овощи, обувь, мебель, посуда, транспорт, домашние и дикие животные, их детеныши, профессии, инструменты, школьные принадлежности, насекомые. Ребенок должен уметь объяснить, что или кто, входит в каждую из перечисленных групп. Подобрать как можно больше признаков и действий к предмету с учетом его величины, веса, формы, цвета, вкуса, запаха, температуры, материала и т. д., как этот предмет можно использовать. Уметь подобрать к заданному слову слова, близкие по значению, а также слова с противоположным значением.

4. Уметь активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания. Уметь согласовывать прилагательные с существительными, существительные с числительными (три шара, а пять? Это дерево в ряду). Понимать и употреблять предлоги (на, в, под, около, из-за, из-под).

5. Владеть связной речью. Ребенок должен давать развернутый, понятный для постороннего человека ответ на вопрос. Уметь понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий (пересказать сказку, содержание мультфильма, рассказать о событии из жизни). Также должен уметь составить рассказ по картине и закончить начатый взрослым рассказ.

Если вышеуказанные показатели речевого развития недостаточно сформированы у ребенка, с ним необходимо заниматься. И здесь без родителей никак не обойтись. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в работу по развитию речи, у малыша появляется дополнительная мотивация.

Для детей игра является приятным время провождением. А в играх по развитию речи ребенок :

• Приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

• Развивает речь;

• Развивает любознательность;

• Осваивает опыт человеческой деятельности;

• Развивает творчество и фантазию;

• Развивает память, внимание, мыслительную деятельность;

• Развивает навыки общения.

Также игра способствует эмоциональному развитию и является способом снятия эмоционального напряжения.

Сегодня мы предложим вашему вниманию игры, которые способствуют речевому развитию и воздействуют на формирование речевой готовности ребенка к школе. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, на прогулке, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д. Но прежде чем перейти от теории к практике рассмотрим несколько правил, которые помогут создать позитивную установку на игру и обучение (известно, что играя дети дошкольники обучаются) :

1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители;

2. Обучение требует систематичности. 10-15 мин. каждый день дадут лучший результат, чем 1-2 часа в выходные;

3. Необходимо учитывать принцип «от простого – к сложному». Нельзя сразу научить ребенка всему, что вы знаете и умеете. Каждый новый элемент добавляется постепенно. Когда предыдущие знания и умения уже усвоены. Например, учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляйте новый, а прежний закрепляйте в игре.

4. Не забывайте оценивать успехи детей, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: «Если бы сделал (а) так (показали, объяснили, то было бы еще лучше».

Не рекомендуется родителям : самостоятельно ставить звуки детям, ругать или наказывать детей за неправильное произношение, требовать правильное произношение (если звук не поставлен, акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребенком, дразнить, сравнивать с другими.

Рекомендуется : давать образец правильной речи, стимулировать процессы, способствующие становлению правильной речи : развивать артикуляционный аппарат (артикул. гимн.); формировать фонематические процессы (выделять первый звук в слове, выделять звук из ряда звуков, подбирать слова на определенный звук и т. д.); развивать мелкую моторику, укреплять здоровье ребенка, создавать благоприятную коммуникативную среду, соблюдать рекомендации специалистов.

Для того чтобы правильно произносить слова и звук, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат и дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание и артикуляционная гимнастика.

Упражнение на дыхание

«Надуваем шарик», «Дырявый мяч», «Сдуем снежинку с ладошки», «Погреем ручки», «Подуем на листики», «Футбол» и многие другие. Эти упражнения помогают вырабатывать длинную воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика

«Вкусная конфетка», «Блинчик», «Лошадка», «Часики», «Качели», «Чистим зубки», «Лягушка и слоник» и т. д.

Пальчиковые игры

Известно, что развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь.

Пальчиковые игры.

«Мы капусту солим…», «Апельсин».

Игры с платочком «Фигуры», «Бабочки», «Мы платочки постираем».

Игры с «Су Джок» мячиком.

Игры для развития мелкой моторики.

Раскраски пластилином, выложить рисунок крупой, конструктор, мозаика и т. д.

Настольно-печатные игры

Эти игры способствуют усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Словесные игры

Эти игры построены на речевом взаимодействии и могут использоваться без предметов и другой наглядности. Они являются прекрасным средством обучения и развития детей. В них дети не только закрепляют и обобщают информацию, но и учатся общаться, внимательно слушать собеседника, быстро и точно отвечать на вопросы. Эти качества обязательно пригодятся им в школе.

«Попугайчик»

«Ты не девочка не мальчик, ты сегодня попугайчик»

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же как вы: тихо, громко, быстро, медленно.

«Угадай-ка»

Определите тему: овощи, фрукты, игрушки, предметы вокруг нас и т. д. Описывайте предмет не называя его: цвет, форму, величину, цвет… Поочередно загадывайте друг другу такие загадки.

«Подскажи словечко»

Предлагайте подсказать слово, которое «потерялось», при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи. («Идет бычок качается»)

«Так бывает или нет»

Проговариваете ребенку предложение с ошибками, а он должен заметить эту ошибку и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

«Про покупки»

Вы пришли из магазина, а ребенок, сбивая с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Вы покажите ему покупки и предложите перечислить те из них, в названии которых есть определенный звук. Например [Р] : сыр, морковь, макароны, картофель и т. д.

Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:

Сырррр-колбаса

Карррртофель- капуста и т. д.

Звук можно выбрать любой.

Также можно предложить назвать все, что купили, перечислить продукты.

Если в ваших покупках есть сок, спросите у ребенка какой сок получается из: яблок, вишни, апельсина… И наоборот.

Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутится возле вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

«Что бывает мягким (кислым, длинным и т. д. ?»

Начинайте игру этими словами, а ребенок подбирает предметы. Можно поочередно задавать друг другу вопрос.

Мягким может быть…хлеб, подушка, варежки.

Кислым может быть…лимон, лекарство, варенье.

«Кто, что делает?»

Солнце светит, а еще… греет, сияет.

Кошка бегает, а еще… ест, пьет, моется.

Также можно усложнить задачу. Назвать два предмета, а ребенок должен назвать общее действие.

И лягушка и зайчик… прыгают

И самолет и муха… летают.

Или назвать много предметов на одно действие.

Растет… дерево, человек, собака.

Гудит… самолет, машина, пароход.

Развитие связной речи

Коротать вечера можно читая сказку, играя в сюжетно-ролевые игры.

После прочтения любого произведения, следует задавать ребенку вопросы по сюжету. Попросить пересказать сказку с опорой на картинки. На следующий день вспомнить эту сказку, но уже без опорных картинок.

Можно придумать свою сказку или рассказ. Например, вы начинаете сюжетную линию, а ребенок должен ее закончить.

Чаще задавайте детям вопросы: Что ты кушал сегодня, Расскажи о своем друге, Какая твоя любимая игрушка?.

С помощью этих упражнений ребенок учится пересказывать текст, составлять, описательные рассказы, заканчивать рассказ начатый взрослым.

Сюжетно-ролевые игры.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Большое значение для подготовки детей к учебной деятельности имеет с/р игра «Школа». Ребенок должен обязательно побыть в роли ученика и в роли учителя. Родители показывают детям примеры взаимодействия учеников между собой, учат слушать и понимать друг друга.

Очень важно, чтобы дети получали удовольствие от игры. Ведь игра очень важный инструмент в обучении и воспитании детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы «Творчество А. С. Пушкина» Дистанционное образование: Рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 04:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям по подготовке детей с нарушениями речи к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Загорулько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД