Юлия Вилисова
Рекомендации родителям и воспитателям «Как видят дети с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Как видят дети с нарушением зрения
Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.
Публикация «Рекомендации родителям и воспитателям „Как видят дети с нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
• Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.
Воспитанники испытывают затруднения в восприятии отдаленных предметов, картинок. Для них характерно диффузное восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются
• Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.
У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.
• Астигматизм – нарушение зрения, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.
Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.
• Косоглазие-нарушение зрения, характеризующееся отклонением глаз от совместной точки фиксации и нарушением глазодвигательных функций.
Характеризуется нарушением бинокулярного зрения. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
• Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии
• Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящей трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
Следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении:
1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.
2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.
3. В одежде рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.
4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
6. Воспитатель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.
7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.
8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам.
9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Использовать дополнительный контур при предъявлении изображений. А также учитывать фон. Необходимо использовать контрастный.
10. Следует использовать указки с выделенным кончиком для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).
11. Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания.
Также в рамках этой темы предлагаю родителям "посмотреть глазами своего ребенка". Ниже представлены картинки, имитирующие изображения при нарушенном зрении. Материал подбирается с учетом зрительных патологий детей.