Бутолина Марина
Пособие по распознаванию эмоций «Клоун Лицемер» для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателям
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи II и III уровней.
Публикация «Пособие по распознаванию эмоций „Клоун Лицемер“ для детей с 5 лет в помощь логопедам, родителям и воспитателям» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Клоун. Веселые клоуны в публикациях на МААМ
- Клоуны. Игры, дидактические пособия
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Старшая группа
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Это проявляется в нарушении мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний). А также нарушениями восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации.
Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. К своему пособию я предлагаю разнообразные упражнения и задания, позволяющие оптимизировать процесс логопедической работы в этом направлении.
В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
Для достижения максимальной эффективности коррекционной работы на занятиях по развитию интонационной выразительности речи я рекомендую своё пособие, которое развивает способности понимать и передавать различные эмоции. Формирует восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний. На протяжении обучения, игры и задания с пособием варьируются и постепенно усложняются, в соответствии с возрастающими произносительными возможностями детей и особенностями онтогенеза речи. В играх для развития восприятия и понимания эмоций и основного тона высказывания применяются специальные символы – пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, гнев, удивление, печаль.
С помощью этих игр дошкольники «проживают» различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, у детей происходит расширение круга понимаемых эмоций. Игры и упражнения целесообразно использовать при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Развитие способностей понимать основные эмоции
Для развития восприятия и понимания основных эмоций ребенка знакомят со следующими эмоциями: радость, гнев, удивление, печаль – и выражением лица Клоуна, которые их обозначают.
Задание
Посмотри, какие разные выражения лица у Клоуна. Покажи, где грустный Клоун, где веселый (злой, удивленный).
А как радуешься ты? Покажи.
Развитие речевого слуха (развитие умения различать изменения высоты голоса)
Игра «Угадай, кто говорит»
Мама, папа и их маленький сынок решили поздравить Клоуна с днем рождения.
Задание
Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение «Поздравляю с днем рождения!», произнесенное от лица мамы (голосом средней высоты тона, папы (низким голосом) и ребенка (тонким, высоким голосом, и угадать, какой голос принадлежит каждому члену семьи.
Задание можно усложнить, предложив прослушать фразы, произнесенные от лица дедушки (низкий голос, глухой тембр) и бабушки (голос средней высоты тона, хриплый тембр).
Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики и жестов
Пластический этюд на тему «Необычное дерево» (выражение радости и удивления)
На картинке нарисовано дерево, на котором растут груши, яблоки, бананы, апельсины, ананасы, сливы.
Ребенку предлагается с помощью выразительных движений и мимики передать эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Мы пришли в сад. Как много здесь фруктовых деревьев! Но что это за удивительное дерево? Посмотри! На нем растут и яблоки, и груши, и сливы, и апельсины, и даже бананы! Вот это да! Чудесный сад!
Какое чувство вызывает у тебя данная картинка? Почему?
Найди нужное выражение лица Клоуна.
Развитие мимики
Пластический этюд на тему «Как много боровиков!» (выражение удивления и радости)
Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Наступила осень. Мы идем на прогулку по лесу. Вдруг мы видим среди деревьев полянку. А на полянке – очень много грибов! Да ведь это боровики! Какие красивые – коричневые шляпки, крепкие беленькие ножки. собираем их в корзину! Красота!
Найди нужное выражение лица Клоуна. Объясни, почему ты его выбрал.
Развитие умения выражать эмоции с помощью мимики
Пластический этюд на тему «Поздняя осень» (выражение грусти)
Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Поздняя осень. Идет дождь. Вокруг – большие лужи. Как холодно на улице! Грустно сидеть дома. Жаль, что прогулка не удалась.
Какое настроение бывает у тебя в плохую погоду? Выбери соответствующее выражение лица Клоуна.
Развитие мимической мускулатуры и формирование понимания эмоций
На картинке изображены: Кот в деревянных башмаках Буратино, Золушка в кожаных сапожках Снегурочки, Буратино в сапогах Кота, Снегурочка в хрустальных туфельках Золушки.
Посмотри на картинки. Клоун очень любит сказки. Это его любимые сказочные персонажи. Назови их. Какое чувство вызывает у тебя картинка? (Удивление.) Объясни, почему? Покажи, как бы ты удивился!
Отработка навыков использования повествовательной и вопросительной интонации в диалоге
Игра «Чья обувь»
Герои сказок перепутали обувь и теперь ищут её. Отгадай по голосу, какой герой сказки задает вопрос.
Взрослый задает вопросы от лица героев, изменяя высоту голоса и темп речи.
Кот: Это мои башмаки? (низким голосом, медленно и протяжно)
Золушка: Это мои сапожки? (нараспев, высоким, тихим голосом)
Буратино: Это мои сапоги? (громким, звонким голосом, быстро)
Снегурочка: Это мои туфельки? (голосом средней высоты, ласково)
При выполнении задания ребенок должен ответить на предложенный вопрос (при ответе следует помочь ребенку составить повествовательное предложение со значением отрицания).
Например: Нет. Это не твои башмаки.
Нет. Это башмаки Буратино.
Усложнение: Можно предложить ребенку самому задать вопросы от лица сказочного персонажа.
Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов
Пластический этюд на тему «Какая красивая ёлка!» (выражение удивления и радости)
Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
В детском саду ребята и взрослые готовятся к встрече Нового года. Клоун пришел утром в детский сад и удивился: какая красота! В центре зала стоит пушистая елка, украшенная игрушками! Развешены блестящие гирлянды. А на окнах – большие серебристые снежинки. Удивительно! Кто мог так украсить детский сад? Наверное, это Дед Мороз приходил!
Формирование восприятия и воспроизведения восклицательной интонации высказывания
Игра «Похвали подарок»
Представь, что Дед Мороз подарил тебе на Новый год красивую куклу (большую пожарную машину, набор инструментов). Похвали подарок. Постарайся передать голосом, что подарок тебе понравился.
Например: Ах, какая кукла! Очень красивая кукла! Спасибо!
Ах, какая машина! Большая пожарная машина!
Ой! Это набор инструментов! Отличный подарок!
Развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и выразительных движений
Пластический этюд на тему «Что произошло с нашим домом?» (выражение радости, удивления и гнева)
Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
Наконец-то дом построен. Наши строители готовы к новоселью. Счастливые Клоун и его друзья запаслись сладостями и направились к своему новому домику. Но что произошло? Кто это забрызгал все стены черной краской? Кто разбил стекла, вырвал цветы и разбросал их по клумбе? Неужели здесь побывали злые пчелы?
Развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания
Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными.
Звери всё построили сами? – Звери всё построили сами!
Они дружно работали? – Они дружно работали!
Дом красивый? – Дом красивый!
Формирование восприятия эмоционального значения высказываний
Ребенку предлагается прослушать рассказ.
Вот и наступило лето! На улице солнечно и тепло, можно много гулять и отдыхать. Клоун приехал на дачу. Красота! Клоун услышал щебетанье птиц, вдохнул аромат трав и цветов. Ах, хорошо!
На минутку ему стало грустно – ведь рядом с ним нет друзей из детского сада… Все ребята разъехались. «Ну, ничего! – подумал Клоун. – Осенью снова увидимся в детском саду, будем играть и веселиться!»
• Какое настроение было у Клоуна, когда он приехал на дачу?
• Почему Клоуну стало грустно?
• О чем потом подумал Клоун?