Ирина Васильевна Тресковская
Рекомендации родителям детей с ЗПР в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) в ДОУ и начальный период его нахождения в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс, более сильный по модальности, чем у ребенка с нормальным психическим развитием.
Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к ДОУ, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием новых условий. Как правило, у детей с ЗПР ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития. Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей с ЗПР вначале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на
Публикация «Рекомендации родителям детей с ЗПР в период адаптации к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе
усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такой ребенок оказывается психологически не подготовленным. При посещении ребенком дошкольного учреждения, при проведении коррекционно-развивающих занятий у детей с ЗПР адаптация может протекать легче. Без психокоррекционной помощи эти дети очень тяжело воспринимают новые сферы жизни, а особенно им трудно переключаться с одной деятельности на другую.
Большое значения для адаптации детей с ЗПР в условиях ДОУ, играет общение. Когда ребенок приходит в детский сад, то он сталкивается не только с новой средой, но и с новыми людьми. Дети с ЗПР очень общительные и хорошо идут на контакт, но некоторые могут негативно и неадекватно реагировать на других детей из-за своих психических
особенностей. Поэтому очень важно, чтобы дети безболезненно приняли новое окружение. Неблагоприятное положение детей с ЗПР в среде сверстников рождает у них ряд гиперкомпенсаторных реакций. Стремясь обеспечить себе успех, они еще прочнее фиксируются в своей деятельности на более раннем возрастном интеллектуальном уровне, в частности на простой игре, дающей больше шансов на успех.
Трудности в адаптации у детей с ЗПР могут быть связаны с поведенческими проблемами
- низкое усвоение норм поведения. На занятиях эти дети невнимательны, часто не слушают педагогов, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. В свободной деятельности происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это
постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к другим воспитанникам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в детский сад является огромным стрессом для детей с ЗПР. Дети приходят в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Дети не имеют мотивации к занятиям, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию, они быстро утомляются. Дети с ЗПР обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные
целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
Чтобы помочь детям с ЗПР быстрее адаптироваться к условиям ДОУ необходимо учитывать следующее:
• Соблюдение охранительного режима: дозированный объем предлагаемого учебного материала, применение здоровье сберегающих технологий;
• На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать;
• Необходимо проводить мероприятия по развитию сенсорной и моторной сферы.
Упражнения для развития общей моторики повышают функциональный уровень систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, влияют на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.
Развитие тонкой моторики, умение производить точные движения кистью и
пальцами рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Стимуляция
сенсорного развития очень важна в целях формирования творческих способностей детей;
• Необходимо обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, важно проводить релаксационные игры.
• Для повышения уровня самооценки необходимо предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, беседе).
• Необходимо обучить родителей детей с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ЗПР на пользу и приведет к положительным результата.