Екатерина Абоянцева
Рекомендации по совершенствованию звукопроизношения. Автоматизация звука [с] в слогах
▼ Скачать + Заказать документы
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКА
На данном этапе необходимо проговорить (повторить) вместе с ребёнком положение органов артикуляции при произнесении звука [с] : губы растянуты в улыбку. Зубы сближены или неплотно сомкнуты. Кончик языка упирается в нижние резцы. Посередине передней части языка образуется небольшой желобок. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Воздушная струя проходит по желобку. Тыльной стороной ладони мы можем ощутить холодный ветерок.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
1. Попросите ребёнка произносить слоги, растягивая звук [с]. Следите, чтоб при произнесении этого звука губы были в положении «улыбка», а язык находился за нижними зубами.
са-сы-сэ са-са-са са-са-сы
сы-сэ-са сы-сы-сы сы-сы-са
сэ-са-сы сэ-сэ-сэ сэ-э-сэ-сы
2. Попросите ребёнка произносить слоги. Следите, чтобы при произнесении гласного звука, губы переводились в положение «трубочка (упр. «слоник»)». Протягивайте как можно дольше звук [с].
со-су-со со-со-су
су-со-су су-со-со
су-су-со со-су-су
3. Попросите ребёнка произносить слоги и слова, растягивая звук [с].
са-са-са - сад со-со-со – сок
с-са-са – сани со-со-со – сом
сы-сы-сы – сын со-со-со – соня
сы-сы-сы – сыпать со-со-со – носок
са-са-са - оса со-со-со – кусок
са-са-са – коса со-со- со – песок
са-са-са – касса су-су-су – суп
са-са-са - писать су-су-су – сумка
сы-сы-сы – осы су-су-су – сундук
сы-сы-сы – усы су-су-су – несу
сы-сы-сы – бусы су-су-су пасут
сы-сы-сы - лисы су-су-су- посуда
4. Попросите ребёнка произносить слоги, растягивая звук [с]. Следите, чтоб при произнесении этого звука губы были в положении «улыбка», а язык находился за нижними зубами.
ас-ос-ус-ыс ыс-ус-ос-ас
яс-ёс-юс-ис ес-ис-юс-яс
ас-яс-ос-ёс ус-юс-ыс-ис
ас-ес-ус-юс яс-ес-ис-ос
5. Попросите ребёнка произносить слоги и слова, растягивая звук [с]. Следите, чтобы при произнесении гласного звука, губы переводились в положение «трубочка (упр. «слоник»)».
ас-ас-ас – квас ас-ас-ас- ананас
ыс-ыс-ыс – мыс ыс-ыс-ыс – кумыс
ос-ос-ос нос ос-ос-ос – поднос
ос-ос-ос – кокос ос-ос-ос – насос
ус-ус-ус – мусс ус-ус-ус – фокус
ус-ус-ус – кактус ус-ус-ус - фикус
6. Попросите ребёнка произносить слоги, растягивая звук [с`]. Следите, чтоб при произнесении этого звука губы были в положении «улыбка», а язык находился за нижними зубами.
ся-сё-сю си-се-сю
сю-ся-сё се-си-сю
ся-си-се си-сё-си
Литература:
1. Нищева Н. В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп / Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160 с.
2. Новотворцева Н. В. Свистящие звуки / Н. В. Новотворцева. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д : Феникс, 2017. – 71 с. : ил. – (Логопедические тетради).
Д
орогие, родители, данная памятка разработана для Вас и Вашего ребёнка с целью совершенствования звукопроизношения отдельных звуков.
Этапы совершенствования звукопроизношения :
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика
3. Повторение правильного произношения отдельного звука [с] (подробный разбор (объяснение ребёнку) артикуляционного уклада звука)
4. Автоматизация звука
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Лягушка»
Широко улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Положение губ, как при произнесении звука [и]. держать губы в улыбке 3-5 сек. Повторить 2-3 раза (следить, чтобы прикус был естественным, а нижняя челюсть не выдвигалась вперёд).
«Слоник»
Губы и зубы сомкнуть. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать губы в таком положении 3-5 сек. Повторить 2-3 раза (следить, чтобы губы удерживались в заданном положении, не расслаблялись раньше времени).
«Орешки»
Рот закрыт. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 сек. Повторить 4-6 раз (следить за тем, чтобы на щеках образовались твёрдые шарики - «орешки», контролировать движения языка, проложив пальчики снаружи к щеке).
«Качели»
Открыть рот, улыбнуться. Положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать его в таком положении 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 сек. Поочерёдно менять положение 4-6 раз (следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась).
«Горка»
Рот открыть, улыбнуться. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 (следить, чтобы кончик языка не открывался от зубов, язык сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны).
«Катушка»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов, язык подогнут вниз, как можно глубже внутрь. Не отрывая кончика от зубов, «выкатить» широкий язык вперёд изо рта, затем вновь убрать его в глубь. Выполнять под счёт в спокойном темпе 5-10 раз (следить, чтобы язык не сужался, кончик языка постоянно оставался у нижних зубов, губы и нижняя челюсть были неподвижны).
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Ветерок»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык «лопаткой» на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Повторить 2-3 раза (следить, чтобы губы были растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивалась внутрь, боковые края языка касались уголков рта, зубы не сжимали язык, выдох плавный и спокойный).
«Шарик»
Сжать губы, надуть щёки воздухом и удерживать их в таком положении 3-5 сек. Поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Повторить 2-3 раза (следить, чтобы щёки оставались надутыми, а воздух не выходил через губы).
«Загони мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе, стараясь загнать его между двумя кубиками. Повторить 2-3 раза (следить за тем, чтобы щёки не надувались. Для этого им можно слегка придерживать ладошками. Загонять шарик нужно на одном выдохе, чтобы воздушная струя не прерывалась).
«Шторм в стакане»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов. Посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила (следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны).
«Сдуть снежинку»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Высунуть широкий язык, кончик языка опустить. Боковые края прижать к верхним зубам. На кончик языка положить «снежинку» (бумажный квадратик) размером 1х1см. и сдуть его, как бы произнося звук [ф] (следить, чтобы щёки не надувались, губы не натягивались на нижние зубы. Произносить звук [ф], а не [х]).