Дарья Когут
Рекомендации по организации работы с родителями по театрализованной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по организации работы с родителями по театрализованной деятельности детей
«Трезвым, осторожным рутинерам
принадлежит настоящее,
а тем, кто фантазирует – будущее»
К. И. Чуковский
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• Художественным образованием и воспитанием детей;
• Формированием эстетического вкуса;
• Нравственным воспитанием;
Публикация «Рекомендации по организации работы с родителями по театрализованной деятельности детей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
• Развитием коммуникативных качеств личности (обучением, и невербальным видам общения);
• Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии речи (диалога и монолога);
• Созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Очень важен реактивный принцип в обучении и воспитании, т. е. максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощению личности.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Спектр форм организации работы с родителями в нашем дошкольном учреждении очень широк и разнообразен. Любое совместное мероприятия позволяет родителям :
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях
- апробировать разные подходы к своему ребенку
- приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей группы.
Домашний театр является средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщения к миру театра и другим художественным ценностям.
Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени (конец восемнадцатого- начало девятнадцатого веков) были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства. По свидетельству историков, искусствоведов, педагогов, в представлении участвовали все члены семьи.
Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы двадцатого века (К. С. Станиславский, М. О. Кнебель, П. М. Ершов. Н. И. Сац и др.) позволяет утверждать, что театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращению «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
К. С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоничное целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов и декораторов». Он был убежден, что театр- лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
Домашний театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. В нашей группе «домашний театр» работает эффективно, прослеживается взаимосвязь работы детского сада и семьи.
1. У большинства родителей дома созданы условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности. Родители вместе с детьми разыгрывают мини-сценки, какие они учили в детском саду, разучивают свои и показывают в группе.
Цель- умение родителями применять в повседневной жизни навыки владениями различными видами театра.
2. Разыгрывают дома отрывки из сказок: «Заяц-хваста», «Маша и медведь», «Золушка» и пр.
Цель- вовлечение родителей в совместный процесс по созданию образа определенного героя (подбор костюмов, использование грима, создание элементов декораций)
3. Детьми группы организуются посещения других групп с показом детям мини-сценок, мини-спектаклей (одна из форм проведения развлечения для детей младшего дошкольного возраста)
Цель- создание радостного настроения, знакомство с разными видами театра
4. «Театрализованный капустник».
Родители участвуют в постановке домашних мини-спектаклей, где маленькие артисты играют главные роли.
Практикуется проведение капустника в группе, когда роли исполняют не только дети, но и родителя являются активными участниками постановок.
Цель - развивать умение родителей играть в спектаклях на равных с детьми.
5. Участие родителей в постановках спектакля для детей :
- театрализация сказки «Морозко»
- занятие «Ласковое имя»
- занятие «Снежная баба»
Цель- создание у детей радостного настроения и удовлетворения от участия родителей в постановках.
6. Работает «Клуб выходного дня» (родители и дети собираются у кого-нибудь в гостях или на природе и проводят совместные праздники, дни рождения детей, организуют походы в театр или музей).
Цель – сближение детей и родителей к дальнейшему совместному сотрудничеству.
7. Обучающие семинары-практикумы (совместные развивающие игры детей и родителей - «Дети и театр», «Пальчиковый театр» и пр.)
Цель – пополнить знания детей и родителей о разных видах театра и уметь их применять в повседневной жизни
8. Родители – активные помощники. Помогли многое приобрести в группу для насыщения развивающей среды:
– разнообразные музыкальные инструменты
- приобрели магнитофон и кассеты со сказками, театральными шумами
- изготовили ширму для театра в рост ребенка
- подарили костюм мышки, чертика, золушки.
Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры мы основываемся на высказываниях русского психолога Л. С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».
Участие детей в театрализованной деятельности наполняет их жизнь яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети стали применять в повседневной жизни.
Участие взрослых в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление костюмов, декораций, атрибутов сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит, интересной.
Совместная работа с семьей по театрализованной деятельности позволила расширить представления родителей об индивидуальных творческих способностях своих детей и возможностях совместной деятельности с ними.
Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаем успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Нам, как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
«Развитие речи младших дошкольников
через театрализованные игры»
3-4 года
Задачи.
1. Пробуждать интерес к театрализованной деятельности.
2. Развивать речь: активизировать словарь, формировать умение строить предложения, совершенствовать звуковую культуру, её интонационный строй. Читать наизусть потешки.
3. Учить детей передавать эмоциональное состояние.
4. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
5. Обучать детей приёмам управления настольными куклами.
6. Привлекать родителей к участию в театрализованной деятельности
группы.
1 ЭТАП 2 ЭТАП
Работа с пальчиками
два блока заданий Разучивание и
чтение потешек
Работа с пальчиками Работа со счётными
палочками
3 ЭТАП
Игры с настольными куклами
Результат:
1. Дети выразительно читают наизусть потешки и стихи.
2. Овладение техникой управления настольными куклами.
3. Умение слушать и слышать своего партнёра.
4. Вовлечение родителей в театрализованную деятельность.
«Развитие речи младших дошкольников
через театрализованные игры»
4-5лет
Задачи
1. Развивать речь детей, обогащать словарь, формировать умение строить предложения, учить выразительному чтению. Развивать речевой аппарат и речевое дыхание.
2. Формировать у детей простейшие образно – выразительные умения, используя разнообразные действия со стихами, песнями, музыкой.
3. Продолжать развивать мелкую моторику рук в сочетании движений рук с речью.
4. Побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу.
5. Привлекать родителей к совместной театральной деятельности.
1 ЭТАП 2 ЭТАП
Работа с настольным Обыгрывание потешек,
театром сценок
Совершенствовать приёмы кукловождения
3 ЭТАП
Работа с кукольным театром
Результат:
1. Совершенствование техники управления настольными куклами.
2. Активное участие детей в театрализованной деятельности.
3. Активное участие родителей в совместной театрализованной деятельности.
«Развитие речи старших дошкольников
через театрализованные игры»
5-7лет
Задачи
1. Продолжать начатую работу по развитию речи, развивать монологическую, диалогическую речь и её интонационную выразительность.
2. Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
3. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра.
4. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
5. Привлекать родителей к совместному сотрудничеству в театрализованной деятельности.
Перспективный план работы
1. Работа с кукольным театром
2. Обыгрывание потешек, мини – сценок
3. Совершенствовать приёмы кукловождения
4. Работа с фланелевым театром
5. Игры с пальчиковым театром
6. Игры с настольным театром
7. Работа с более сложными театральными постановками
Результат:
1. Развитая эмоциональная, выразительная монологическая, диалогическая речь.
2. Активное участие детей в театрализованной деятельности, умение переносить сюжет сказок в игру с использованием различного вида театра : настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр, фланелевый театр.
3. Активное участие родителей в совместной театрализованной деятельности.