Надежда Лысикова
Интерактивные формы организации работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Наш педагогический коллектив активно привлекает к своей работе родителей. Общение между всеми участниками образовательного процесса способствует формированию от-ветственности взрослых (в частности, родителей) за воспитание детей.
Педагоги нашего детского сада всё чаще обращаются к интерактивным формам организации работы с семьёй. Целью такой работы является :
• Повышение педагогической культуры родителей;
• Обогащение семейного опыта;
• Формирование ответственности за воспитание ребёнка;
Публикация «Интерактивные формы организации работы с родителями» размещена в разделах
• Активизация участия родителей в жизни своих детей.
Интерактивные формы это круглые столы, диспуты, гостиные, коллективные интеллектуальные игры, практикумы. Чтобы эти мероприятия стали эффективными и заинтересовали как можно больше родителей, мы тщательно готовимся. Организаторы этих мероприятий хорошо знают особенности каждой используемой формы работы.
Круглый стол в основном проводится как итоговое мероприятие. Допустим, педагоги в течение года работали над конкретной проблемой: их деятельность была направлена на совершенствование используемых методов и приёмов, на внедрение новинок в рамках названной проблемы. Через материалы родительских уголков, памяток, консультаций, индивидуальных бесед, они вовлекали родителей в решение этой проблемы.
При подготовке к круглому столу обсуждаемую тему целесообразно разделить на два - четыре конкретных вопроса и заранее предложить родителям продумать ответ на каждый из них.
При проведении круглого стола ведущий кратко говорит о значении обсуждаемой проблемы, затем задаёт вопросы и предлагает родителям поимённо (а не по желанию) высказать своё мнение. Почему поимённо? Потому что именно таким образом педагог может получить представление об отношении родителей к работе, проводимой в детском саду, к достижениям своего ребёнка.
После обсуждения каждого вопроса ведущий подводит итог и даёт всем родителям конкретные рекомендации.
Также Диспуты которые целесообразны при изучении новой проблемы. Диспут - это спор, значит, есть - люди, придерживающиеся разных точек зрения. Мнения родителей можно выяснить с помощью анкет, предполагающих описательные ответы. Организаторы диспута тщательно анализируют анкеты и выявляют разные точки зрения.
Начинать обсуждение каждого вопроса лучше с сомнительной точки зрения - это вовлечёт в дискуссию больше участников.
Итог диспута – это проект (или перспективный план) совместной работы родителей и воспитателей по обсуждаемой проблеме. Ключевые моменты такого плана лучше заготовить заранее, а конкретные детали обсудить со всеми участниками диспута. После проведения мероприятия коллективный труд всех участников (проект или план) вывешивается в родительском уголке.
Коллективные интеллектуальные игры.
Не каждая игра может претендовать на звание интерактивной, а только та, которая заставляет взаимодействовать и игроков, и зрителей. Хорошим примером может служить игра «ГИБДД. Что? Где? КОГДА?» в которую вовлечены все участники педагогического процесса. Чтобы добиться этого, воспитатель подбирает задания и для детей, и для взрослых. Игру можно проводить в команде (родитель с детьми, в парах ребенок – родитель и только с родителями без детей. При её подготовке воспитатель организует тематическое анкетирование и на основе ответов определяет вопросы для участников. Побеждает команда, первая давшая правильный ответ.
Интерактивный практикум.
В это мероприятие должны вовлекать все участники педагогического процесса. Характер взаимодействия между ними зависит от творческого подхода педагога к организации мероприятия.
Приведём пример практикума, направленного на формирование эмоциональной близости между членами семьи.
Дети собираются показать родителям кукольный спектакль, например, «Теремок», но куклы по какой-то причине отсутствуют. Воспитатель предлагает родителям и детям (в па-рах) изготовить куклы из бросового материала - коробок разного размера. (Дети умеют делать такие поделки.) Перед участниками изображением вниз лежат картинки к сказке. Вос-питатель предлагает выбрать любую. Неважно, что детей будет больше, чем героев спектакля. Ведь в теремок может прискакать не одна лягушка или один заяц, а несколько одинаковых животных. Только медведь должен быть один.
Когда куклы готовы, воспитатель предлагает одному из родителей вместе со вторым воспитателем построить с детьми из модулей теремок, провести с ними репетицию - потре-нировать одинаковых героев говорить одновременно. А остальным родителям в это время рассказывает о роли совместного ручного труда в формировании эмоциональной близости между членами семьи, о развитии мелкой моторики рук у детей и т. д.
В интерактивный практикум можно включить «Актуальное интервью» - ответы родителей на вопрос «Какие совместные с ребёнком дела, помогающие вашему сближению, вы организуете дома?»
Затем дети показывают спектакль.
Кроме интерактивных форм, мы используем в мероприятиях с родителями интерактивные элементы. Это энергизирующая разминка, «рука помощи», ресурсный круг и др. Одни элементы используются в начале мероприятия, чтобы настроить участников на работу, с помощью других выявляются мнения родителей, подводятся итоги мероприятия и т. д.
Энергизирующая разминка активизирует эмоциональное состояние человека. Примером такой разминки могут служить следующие упражнения.
Знакомство «Карусель». Родители садятся в два круга лицом друг к другу и по очереди кратко рассказывают о себе. Затем пе-ресаживаются на соседний стул и упражнение повторяется.
Комплимент. Родитель говорит своему ребёнку ласковые слова на каждую букву его имени.
«Рука помощи». На чистом листе бумаги родитель обводит свою руку. На большом пальце пишет своё Ф. И. О., на остальных пальцах - конкретные дела, которые он может сделать для детского сада. Такой элемент может быть включён в родительское собрание в начале года или, когда группа, которую посещает ребёнок, готовится к трудоёмкому мероприятию. Во втором случае родителям целесообразно предоставить для выбора перечень необходимых дел.
Вариант интерактивного элемента «рука помощи» - «Новоселье». Родителям предлагают внимательно оглядеть групповую комнату и подумать, что бы они могли подарить её обитателям, если бы у них было новоселье. Результатами этого опроса может воспользоваться родительский комитет при составлении годового плана своей работы.
Ресурсный круг. Цель этого интерактивного элемента - глубокий анализ проведённого мероприятия. Важно понять, как восприняли участники полученную информацию и появилась ли у них мотивация к её применению.
Воспитатели предлагают родителям в рамках обсуждаемой темы ответить на следующие вопросы (необходимо предоставить возможность высказаться каждому).
В первом круге. «Что полезное вы услышали на сегодняшнем мероприятии?»
Во втором круге. «Что полезное вы увидели на сегодняшнем мероприятии?»
В третьем круге. «Что вы почувствовали, присутствуя на сегодняшнем мероприятии?»
Каждый педагог может использовать в своей практике ту интерактивную форму или тот элемент, который посчитает наиболее эффективным.