Наталия Пимашова
Рекомендации для воспитателей «Моделирование и монологическая речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей : «Моделирование и монологическая речь»
Формирование связной монологической речи у дошкольников является важнейшей задачей. Занимаясь с детьми надо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствующих стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы рисунки были расположены в нужной последовательности. Можно составить схемы помогающие составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных (д\в 1990 №10).
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Моделирование и монологическая речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование наглядных средств отражающих план последовательного рассказа, поможет добиться хороших результатов.
Обучая детей составлению описательных рассказов можно использовать иллюстративные панно, они хороши также при пересказе. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом. Организуя занятия по обучению пересказу нужно придерживаться плана:
1. Организационная часть (цель –помочь детям сконцентрировать свое внимание, подготовить их к восприятию текста).
2. Чтение текста (без установки на пересказ).
3. Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы надо ставить так, чтобы дети могли еще раз уточнить основные моменты сюжета, способы его выражения).
4. Повторное чтение текста (с установкой на пересказ).
5. Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).
6. Упражнения на закрепления языкового материала.
7. Анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.
Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» (в обработке К. Д. Ушинского, можно оформить так, в центре поместить картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, детей. Так перед глазами детей наглядный план пересказа. Успешно справятся дети с пересказом большой по объему и количеству действующих лиц мордовской сказки «Как собака друга искала». Главный персонаж – собака (она в центре) - ищет себе друга, все герои внизу, друг за другом в той последовательности, как в сказке: заяц, мышь, волк, лягушка, медведь, уж, человек.
На иллюстративном панно – схеме дети видят всех действующих лиц сказки, поэтому при пересказе они могут основное внимание концентрировать на правильном построении предложений. Хорошо может помочь панно при пересказе сказки «Вершки и корешки» (в обработке К. Д. Ушинского). Детям обычно трудно запоминать,что кому досталось, панно все расставляет по своим местам. Иллюстративное панно можно заменить моделированием сюжета с помощью условных схем.
Например: при пересказе рассказов К. Ушинского «Гуси». «петушок с семьей» они могут сами или с вашей помощью зарисовать простые схемы, которые должны отражать описание внешнего вида петушка, гусей.
Наглядность можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений. Текст запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребенку или схему текста он зарисовал сам.
Стихотворение «Васенька» можно также изобразить схематично.
Непоседа Васенька не сидит на месте
Непоседа Васенька всюду с нами вместе
Есть усы у Васеньки, на усах сединки
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинки.
Использование данных приемов дает положительные результаты при обучении.
Задания к деловой игре:
1. Назовите способы, облегчающие процесс становления связной речи?
2. Изобразите стихотворение схематически:
гули – гули, голуби, сели возле проруби
ворковали гуль-гуль
речка пела буль-буль
таял снег в лугах, полях
голубели кочки, на прибрежных тополях
набухали почки.
3. Устно сделайте иллюстративное панно любой сказки?
4. Составьте наглядный план пересказа сказки (любой?
5. Зарисуйте схематически сказку «Теремок»?
6. Изобразите схематически стихотворение «Петушок»?
Петушок, петушок
Подари мне гребешок
Ну пожалуйста, прошу
Я кудряшки расчешу.
7. Расскажите сказку с опорой на наглядность?
8. Какого плана нужно придерживаться при обучении пересказу?
9. Что необходимо для составления схемы, панно художественного произведения?
10. Зарисуйте схематически сказку «Репка»?