Татьяна Войтенко
Рекомендации для воспитателей «Смелый карандаш. Овладение навыком письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей.
«Смелый карандаш»
Современная школа предъявляет большие требования к детям, которые поступают в первый класс. Большинство детей всего испытывает затруднения в овладение навыка письма.
Письмо – это сложный процесс, который требует включение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Смелый карандаш, Овладение навыком письма“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
У дошкольников недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются как в пространстве, так и на плоскости. Большинство из них путается в различение правой и левой стороне тела, особенно по отношению к другим людям.
Для овладения навыком письма также необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.
Для детей с нарушениями этих параметров характерна нестабильность графических форм, которая проявляется в отклонениях букв от определенной высоты, протяженности (ширины, а так же и их наклона. Это искажение почерка. Как правило, дети не могут понять соотношение элементов букв, их расположение на строке. Буквы у них крупные, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Пишут эти дети с большим напряжением. Кроме того, они плохо владеют ножницами, не любят лепить, рисовать.
Это:
• Не достаточно четкая ориентация на листе тетради (бумаги) : вверх - вниз, вправо-влево, центр - края, по диагонали.
• У детей отсутствует чувства формата листа.
• Недостаточно развито чувство масштабности, т. е. разный размер напечатания букв.
• Недостаточный нажим на карандаш (ручку).
Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. В процессе коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи важное место занимает развитие общей и мелкой моторики, а в подготовительной группе – развитие графических навыков. Необходимо обратить особое внимание на важность этих занятий, которые ни у кого не вызывают сомнения.
Для предупреждения этих нарушений, работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Поэтому задачей педагогов и родителей в дошкольном возрасте является не обучение письму, а подготовка к этой деятельности.
Рекомендации :
• Развивать мышечный тонус кисти руки. Это работа с различными материалами, которые применяются в лепке, аппликации, рисовании, конструировании и различных видах детского труда (мозаика, вышивание, лепка, перебирание, вязание и склеивание мелких деталей, нанизывание пуговиц или бусин на нитку (лучше толстую, синтетическую, конец которой трудно скрутить в жгут, раскрашивание небольших поверхностей картинок).
• Все виды упражнений, занятий необходимо проводить в увлекательной игровой форме, соблюдая требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
• Ежедневно (и по несколько раз в день) выполнять пальчиковую гимнастику, Театр теней.
• Физминутки - стихи с движениями.
• Учебные действия сочетать со стихами, считалочками, скороговорками.
1. Графический диктант.
• 2. Рисование по точкам, по контурам, по клеточкам.
• Рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки.
• Выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, элементов картинки.
• Ребенка просят нарисовать (на бумаге в клеточку) под диктовку взрослого: - Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.
• Детям необходим только индивидуальный подход.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.
Таким образом, использование специальных игр и упражнений на занятиях, избавляет детей от длительной неподвижности, служит средством развития координации, пространственной ориентировки, чувства ритма, то есть создает основу для развития графическими навыками.