Ольга Питеркина
Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида»
Консультация
для родителей на тему:
«Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».
Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории: Питеркина Ольга Викторовна
Г. Сергиев Посад
Октябрь 2017 год
Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка, Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска - риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания.
Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают сильное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам. Новый коллектив, новые друзья, новые требования - это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого - тем более, ведь особенности межполушарной асимметрии влияют и на характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности:
1)Психофизические особенности :
-плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
-речевые нарушения. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
-особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
-сложно концентрировать и переключать внимание.
2)Эмоционально-психологические особенности :
-повышенная эмоциональная чувствительность; -ранимость;
-быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность; -высокий уровень креативности;
-ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству; -раздражительность и обидчивость;
-подверженность различным страхам (боязливость); -низкий уровень самоконтроля;
-пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
-конформность (склонность к пассивному восприятию действительности); -сонливость;
-повышенный уровень тревожности; -эстетическая впечатлительность.
Необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Именно общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе.
Есть особенности функционального развития леворуких детей, отмечаемые почти всеми исследователями. Они должны учитываться в процессе обучения. Это прежде всего лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей). Леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении мы часто используем модели, схемы, а именно они могут быть трудны для этих детей, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:
1. Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по "полочкам".
4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.
5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость.
В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма.
Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.
При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей (М. М. Безруких, 1997). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.
Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
-зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия;
-зрительной памяти; -наглядно - образного мышления;
-способности к целостной переработке информации;
-моторики; -фонематического слуха; -речи.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога.
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Питеркина О. В.
Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком.
Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
-восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
-формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
-выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб - прямоугольник);
-копирования;
-неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
-зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
-очень медленный темп письма.
Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам, но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву.
Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Научиться правильно держать ручку непросто.
Подготовка к формированию графических навыков (методика М. М. Безруких).
Первый шаг: учимся правильно сидеть.
Второй шаг: учимся правильно держать ручку и расположить бумагу.
Третий шаг: учимся рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные, параллельные (движения руки от точки в разных направлениях, движения руки по направлению к крестику).
Четвё ртый шаг: учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии (задана линия, от точки необходимо провести линию параллельную заданной).
Пятый шаг: учимся рисовать полуовалы – верхние и нижние (нарисованы полуовалы, необходимо внизу и вверху их нарисовать такие же).
Шестой шаг: учимся рисовать круги и овалы (вписать круг и овал в квадрат и прямоугольник соответственно; раскрутить спираль, закрутить спираль; дорисовать круг).
Седьмой шаг: учимся рисовать зигзаги, плавно передвигая руку (по прямой дороге проехать; по горной дороге проехать; провести кораблик мимо камней).
Восьмой шаг: учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определённой величины (вводим ограничительную линейку – строку) – две параллельные линии – это строка, в ней рисуют овалы, полуовалы, вертикальные линии.
Девятый шаг: учим печатные буквы и учимся писать их правильно:
-объяснение
-показ
-замедленное выполнение действия под диктовку. Ребёнок диктует себе и сам выполняет или выполняет взрослый
-повторение инструкции. Ребёнок сам выполняет действие или действие выполняет взрослый «под контролем» и по инструкции ребёнка.
-самостоятельное выполнение действия.
Десятый шаг: учим элементы письменных букв.
-Параллельно учим детей внимательно рассматривать рисунки, воспринимать и отмечать сходство и различие.
-Учим рисовать схемы и схематически изображать всё, о чём идёт речь.
-Учим располагать фигуры на плоскости; учим копировать (срисовывать сначала самые простые, а затем и более сложные рисунки).
-Внимание вырезанию различных фигур, лепке, работе с мозаикой, мелкими деталями
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Питеркина О. В.