Оксана Смольянникова
Рекомендации для родителей «Поздняя осень»
▼ Скачать + Заказать документы
На календаре ноябрь месяц, а это значит, что наступила пора поздней осени. Это время считается хмурым и мрачным. Мало кто любит такую осень. Ноябрьская осень нас не радует такими яркими красками как сентябрьская. В такое время обычно льют холодные дожди. Солнца почти невидно. Птицы не поют. Все дни похожи друг на друга. Начинает рано темнеть. Листья уже совсем облетели. Деревья обнажились и напоминают теперь застывшие изваяния. Хмурые тучи заслонили небо. Последний урожай собран. Птицы улетели на юг. Тепло ушло до весны. Природа готовится ко сну, избавляясь от всего лишнего. Безрадостно, как ни крути. Но не стоит унывать, это прекрасное время года, когда можно поразмышлять, почитать и конечно же пообщаться со своими детьми. Как поётся в одной известной песне
Публикация «Рекомендации для родителей „Поздняя осень“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Осень, осенняя пора. Консультации
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
У природы нет плохой погоды –
Каждая погода благодать.
Дождь ли, снег – любое время года
Надо благодарно принимать.
И не только принимать, но и познавать, изучать вместе со своими детьми!
Уважаемые родители,детей средней группы, позвольте предложить вам рекомендации (игры, задания, вопросы, стихи) на тему «Поздняя осень». Их вы можете использовать на прогулке с ребенком, дома, если у вас появилось свободное время, а может быть в машине при поездке. Вы не только пообщаетесь со своим ребенком, но и с пользой проведете время, расширяя и обогащая знания, умения и навыки детей по данной теме.
Рекомендации для родителей по теме «Поздняя осень»
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года, месяц сейчас. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ.
Например:
-Какое сейчас время года?
-Сейчас осень.
- Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов «на улице».
- На улице часто холодно, часто идут дожди, листья на деревьях опали, трава засохла. Люди надели более теплую одежду.
2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются. Помогите ему определить какой сейчас период осени.
- Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.
-Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.
-Рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами поздней осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.
- Каким чаще бывает небо поздней осенью?
-Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
-А какими бывают деревья поздней осенью?
-Поздней осенью деревья голые.
- Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
-Что произошло с травой поздней осенью?
-Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
-Что происходит с насекомыми поздней осенью?
-Поздней осенью насекомые исчезают.
- Посмотри на небо. Кого ты видишь?
- Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить названия месяцев осени.
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождем и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
Ноябрь
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
5. Поупражняйте ребенка в узнавании деревьев клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете листьев поздней осенью, используя прилагательные.
6. Поиграйте с ребенком в словесные игры
Например
Игра «Подскажи словечко».
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный (дождь)
-Упражнение «Скажи наоборот» - сравнение ранней и поздней осени
Ранней осенью тепло, а поздней …
Ранней осенью солнце светит ярче, а поздней …
Ранней осенью небо голубое, а поздней …
Ранней осенью дни длиннее, а поздней …
Ранней осенью деревья одетые, а поздней …
-Упражнение «Подбери предметы к признакам» (согласование существительных с прилагательными в роде и числе)
Осенний - день, ветер и т. д. Осенняя - погода, куртка, и т. д. Осеннее - небо, солнце и т. д. Осенние – дожди, дни и т. д.
7. Выучите с ребенком следующие тексты и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой моторики пальцев рук, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый».
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной, Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
Раз, два, три, четыре, пять,Загибаем пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья березы,Загибаем пальчики, начиная с большого.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем Пальчики «шагают» по столу.
Осень, осень,Трем ладошки друг о друга.
Приходи!По очереди сжимаем кулачки.
Осень, осень,Трем ладошки друг о друга.
Погляди!Положить ладошки на щеки.
Листья желтые кружатся,Движение ладонями сверху вниз.
Тихо на землю ложатся. Поглаживаем коленки.
Солнце нас уже не греет,По очереди сжимаем кулачки.
Ветер дует все сильнее, (Разводим одновременно ручки в разные стороны.)
К югу полетели птицы, (Скрестить ручки и пошевелить пальчиками.)
Дождик к нам в окно стучится. (Стучим пальчиками по ладошкам.)
Шапки, куртки надеваем (Делаем вид.)
И ботинки обуваем (Постучать ногами.)
Знаем месяцы (Похлопать ладошками по коленкам.)
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь.
8. Вспомнить с детьми названия перелетных птиц. Почему они так называются.
9. Побеседуйте о жизни диких животных поздней осенью.
10. Во время прогулки обратите внимание на то, как одеты люди осенью.
11. Предложите ребенку во время прогулки порисовать палочкой на мокром песке, выложить узор из камешков.
12. Соберите желуди, шишки, листья и др. природный материал и сделайте вместе с ребенком осеннюю поделку.
13. Предложите ребёнку нарисовать или сделать аппликацию на тему «Поздняя осень», все то, что он увидел в парке во время прогулки (деревья; землю, усыпанную листвой; может быть идет дождь и кругом лужи) он может изобразить в своей работе. Попросите потом рассказать ребенка, что он изобразил в своей картине, поделке.
14. Объяснить значение пословицы и помочь ребенку ее запомнить:
В ноябре зима с осенью борется.
15. Обязательно поиграйте в подвижные игры на осеннюю тематику
Например
«Кто скорее соберет?»
Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов
Ход: дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде взрослого бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.
Можно провести эту игру совместно с родителями.
«Поймай листок»
Цель: развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Атрибуты: листья на веточке, разноцветные листья
Ход: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.
«Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.