Светлана Александровна Мажова
Конспект по образовательной области «Познание» на тему «Поздняя осень» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области для старшего дошкольного возраста
Вид деятельности: непосредственно - образовательная
Возрастная группа : старший дошкольный возраст
Тема: интегрированное занятие «Поздняя осень»
Цель: развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений осенью
Публикация «Конспект по образовательной области „Познание“ на тему „Поздняя осень“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Программное содержание
Образовательные задачи :
• Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
• Активизировать словарный запас по теме «Осень», «Деревья».
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Учить детей воспринимать музыкальное произведение, познакомить с композитором П. И. Чайковским.
Развивающие задачи:
• Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую моторику.
• Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: ватными палочкам, пальчиками, штампами (по выбору).
• Воспитывать интерес к отражению в рисунках впечатлений и представлений о природе.
Воспитательные задачи:
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
• Прогулка в сквер, наблюдение за осенними изменениями в природе.
• Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.
• Разучивание стихотворений об осени, чтение художественной литературы.
• Изготовление поделок совместно с родителями.
• Проведение развлечения по теме «Осень», участие в осенней ярмарке.
Словарная работа: «золотая» осень, вмиг мороз наворожит: станут лужи, как гранит.
Материалы и оборудование:
• иллюстрации по теме «Осень»,
• магнитофон,
• оборудование для рисования,
• корзинки,
• листочки деревьев настоящие и муляжи,
• репродукции картин с изображением ранней и поздней осени;
• ватман с изображением дерева, листья разного цвета из самоклеющейся бумаги.
Интеграция образовательных областей : «Развитие речи», «Здоровье», «Художественное творчество», «Коммуникация».
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать понравившийся листочек и прикрепить на дерево с левой стороны. Вот какое получилось удивительное дерево, на нём оранжевые, красные, жёлтые и зелёные листочки. Напоминаю, что на занятии нужно не кричать, не шуметь, слушать воспитателя внимательно, поднимать руку.
2. Основная часть.
Звучит музыка (тихо) воспитатель читает стихотворение Натали Самоний «Листопадная примета» :
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой.
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит.
Лишь осыпется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: По каким приметам вы догадались, что это осень?
Дети: Деревья "разноцветные", листья осыпаются, стали дни холоднее, день короче, а ночь длиннее, по утрам замерзают лужи и т. д.
Воспитатель: Какие приметы осени вы ещё знаете?
Дети: Птицы улетают на юг, собирают урожай, звери готовятся к зимней спячке, дети надевают тёплые куртки и вязанные шапочки, идёт дождь, небо серое и т. д.
Воспитатель: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Дети: Мало света, тепла.
Воспитатель: Назовите слова, которые мы наиболее часто используем в разговоре про осень?
Дети: Листопад, слякоть, дождливая погода, пасмурно и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вся ли осень одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя и поздняя.
Воспитатель: Что бывает ранней осенью?
Дети: Листья начинают менять свой окрас, идёт холодный дождь, птицы улетают, люди собирают урожай с полей и огородов, зацветают осенние цветы и т. д.
Воспитатель: Что бывает поздней осенью?
Дети: Деревья стоят голые, падает снег, птицы улетели, лужи покрываются льдом, насекомые спрятались, день стал короче и т. д.
Воспитатель: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об осени, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины.
Сегодня мы с вами послушаем музыку известного русского композитора П. И. Чайковского, называется это произведение – «Осень».
Слушание музыки (2-3 мин.)
Воспитатель: Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы слушали музыку, какое у вас было настроение? (Дети говорят о своих ощущениях). Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты пишут стихи. Давайте вспомним стихотворения об осени, которые мы учили ранее.
Дети: Листопад, листопад, листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат, скоро голым будет сад.
Облетели листья с клена, клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона золотой ковер лежит.
Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Дети: Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Дети: Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!
Игровое упражнение «Определи пору осени».
Воспитатель: Около картин с изображением «золотой» осени положите желтую фишку, а около картин с изображением «поздней» осени – коричневую фишку.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно определили, где золотая, а где поздняя осень. Теперь я хочу предложить вам отдохнуть и поиграть в игру «Деревья».
Налетел сильный ветер, сорвал все листья с деревьев, и листья перепутались. И теперь стало не понятно, листья с каких деревьев опали. Где листья берёзы, где листья клёна, где листья дуба и рябинки? Давайте поможем Осени определить, где какой листочек. Кленовые листья соберите в красную корзинку, берёзовые – в жёлтую, дубовые – в плетёную, а рябиновые – в зеленую. (Ребята под музыку собирают листья и раскладывают их по корзинам).
Воспитатель: Правильно ли ребята собрали листья? Давайте проверим.
Саша, ты какой листочек положил в корзину?
Ребё нок: Я положил рябиновый листок в зелёную корзину. И т. д.
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Почтальон вносит письмо от Ёжика.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я так торопился к вам. Вот вам письмо из леса от Ёжика.
Воспитатель: Спасибо тебе, почтальон Печкин. До свидания! Ой, посмотрите, какое письмо. Здесь написан адрес нашего детского сада и указана наша группа «Берёзка». Указан и отправитель: ребятам от Ёжика. Давайте прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Мне грустно, я скучаю по лесу, но особенно по рябине. На поляне в лесу, где я раньше жил, росла рябина. Она была красивая, особенно, когда поспевали ягоды. Осень. Холодно, все листочки облетели, высохла трава, по небу плывут тучки, идёт дождь. А на моей рябинке нет листьев, зато горят красные гроздья ягод. Ребята, нарисуйте мне, пожалуйста, рябину».
Воспитатель: Какое грустное письмо. Давайте порадуем Ёжика и нарисуем ему гроздья рябинки, а потом отправим свои работы в письме, прямо в лес.
Проходите за столики, всё для вас уже приготовлено.
Скажите, как можно изобразить гроздья рябинки?
Дети: Пальчиками, ватной палочкой, кисточками, штампами.
(Дети выбирают способ изображения).
Играет музыка. Дети рисуют ягоды. Затем проводится выставка работ, потом рисунки кладутся в конверт для Ёжика, который живет в лесу.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам сегодня в осеннем лесу? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Ребята, помните, в начале занятия мы наклеивали листочки? Подойдите к дереву, выберите листик и наклейте на правую сторону кроны. Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось.