Антонина Абрамова
Рекомендации для родителей «Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” - эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Публикация «Рекомендации для родителей „Сказка как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Для развития связной речи, работая со сказкой, необходимо уделять как можно больше времени чтению, рассказыванию, пересказыванию, использованию драматизации сказки, словесных игр на основе сказок.
2. Для чтения необходимо подбирать сказки, соответствующие возрастным особенностям ребенка. В сказках должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
3. Сказки должны быть доступными для детей, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию.
4. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарем, короткими, четкими фразами без сложных грамматических форм.
5. При чтении речь педагога при рассказывании сказок должна быть грамотной, эмоциональной.
6. Процесс чтения сказки должен быть неторопливым. В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры.
7. В волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий о которой начал читать рассказчик.
8. Обучая ребёнка рассказыванию и пересказыванию, помогайте ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово- произношения.
9. Перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет с целью создания комфорта и заинтересованности.
10. В песенках – повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.
11. Концовка сказки – свидетельство завершения повествования. Интонация концовки – непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.
12. После чтения сказки необходимо провести небольшую беседу с ребенком, беседа помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра.
13. Не менее важно рассматривать иллюстрации, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художниками, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказки.
14. Полезно повторять чтение отрывков из текста по заявки детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
15. Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказать описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
16. Так же можно использовать игры со сказками, в которых могут учувствовать все члены семьи: «Отгадай название», «Из какой сказки герой», «Что лишнее» и т. д.
17. Интересным опытом будет организация театрализованных представлений, показ кукольного театра по знакомым сказкам. Такое творчество не только будет способствовать развитию речи детей, но и позволит детям и взрослым проявить свое творчество.