Ирина Макарова
Конспекты занятий по развитию связной речи для детей среднего дошкольного возраста по сказке Сутеева «Полезные колеса»
▼ Скачать + Заказать документы
СКАЗКА «ПОЛЕЗНЫЕ КОЛЕСА»
ЗАНЯТИЕ 1.
Педагогический замысел. Познакомить со сказкой «Полезные колеса»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Расширять пассивный словарь детей за счет описательных прилагательных. Развивать слуховое внимание; память детей.
Публикация «Конспекты занятий по развитию связной речи для детей среднего дошкольного возраста по сказке Сутеева „Полезные колеса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сутеев В.Г.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Оборудование и материалы. Книга с иллюстрациями к сказке; листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра «Слова-загадки».
Педагог: ребята, давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова:
• Маленький, серый, колючий – ежик.
• Это домашняя птица, будит всех по утрам – петух.
• Маленькая, с крылышками, летает и жужжит – муха.
• Зеленая, живет на болоте, кушает комаров и мошек – лягушка.
Вспомните, в какой сказке эти животные дружно жили в одном лесном теремке («Теремок», «Зимовье», «Рукавичка»). Послушайте еще одну сказку о лесных друзьях.
2. Воспитатель рассказывает сказку, показывая в процессе красочные иллюстрации.
3. Беседа. В процессе беседы педагог добивается от детей ответов полными предложениями, следит, чтобы в речи не было аграмматизмов, убеждается, что все слова сказки детям знакомы.
• Ребята, как называется сказка, которую я вам только что рассказала?
• Кто главные герои этой сказки?
• Зачем друзья отправились в лес?
• Что такое «хворост»?
• Что звери увидели на поляне?
• Какая была телега?
• Что значит «недоумевает»?
• Кто рассказал друзьям, откуда взялась странная телега?
• Как друзья решили поступить с телегой?
• Кому досталось маленькое колесико?
• Какое колесо взяли ежик, лягушка?
• Кому досталось самое большое колесо?
• Что каждый из зверей сделал со своим колесом?
• Что такое «тачка», «прялка»?
• Кто пришел в гости в теремок?
• Как друзья принимали зайца?
• Почему заяц извинялся перед друзьями?
• Ребята, как можно назвать колеса, которые так пригодились нашим друзьям?
4. Рисование. Педагог: ребята, а сейчас каждый из вас нарисует что-нибудь, у чего есть колеса.
ЗАНЯТИЕ 2.
Педагогический замысел. Развить связную речь детей. Расширить словарный запас за счет новых слов; учить составлять простые распространенные предложения. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Учить пересказывать текст. Учить детей слушать собеседника, не перебивать.
Оборудование и материалы. Книга с иллюстрациями к сказке; предметные картинки с изображением:
• животных (ежик, муха, лягушка, петух, заяц,
• 4-х колес разной величины,
• изобретений - тачки, прялки, колодца, мельницы,
• угощений - морковки, варежек, грибов и пирогов;
• серия сюжетных картинок.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Отгадывание загадок. Педагог: Дети, какую мы с вами читали сказку вчера (на прошлом занятии? («Полезные колеса») Сейчас мы проверим, всех ли героев сказки вы запомнили. Я вам загадаю загадки. Вам нужно догадаться о каком животном идет речь, и был ли он в нашей сказке.
Загадки.
1. Летом в болоте Вы ее найдете : Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка).
2. Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это? … (Петушок).
3. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто это? (Лиса).
Педагог выставляет картинки с изображением животных, которые встретились ребятам в сказке «Полезные колеса» (Муха, лягушка, петух, ежик, заяц).
2. Серия дидактических игр и упражнений.
Дидактическая игра «Чье колесо?».
Цель. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Соотносить предметы по величине. Учить строить простые предложения.
Оборудование. Предметные картинки с животными и колесами.
Ход игры. Перед детьми выставляются картинки с животными и четырем детям даются картинки с колесами. Дети должны правильно определить какое колесу кому досталось в сказке.
Дидактическая игра «Изобретения».
Цель. Тренировать детей в составлении простых предложений; развивать объем слухо-речевой памяти.
Оборудование. Предметные картинки с героями сказки и изобретениями - тачкой, прялкой, колодцем, мельницей.
Ход игры. Другим четырем детям даются картинки с изображением прялки, тачки, колодца и мельницы. Дети должны вспомнить, кто из зверей какое изобретение придумал.
Дидактическая игра «Угощения».
Цель. Формировать умение строить связные высказывания.
Оборудование. Предметные картинки с героями сказки и изображением морковки, варежек, грибов и пирогов.
Ход игры. Следующим четырем детям предлагаются картинки с изображением морковки, варежек, грибов и пирогов. Дети должны вспомнить кто чем зайца угощал.
3. Выкладывание последовательности.
Цель. Упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке, в составлении самостоятельных повествовательных высказываний.
Оборудование. Серия сюжетных картинок (см. Приложение
Ход игры. Детям предлагаются сюжетные картинки, отображающие основные события сказки. Ребятам необходимо выложить картинки в правильной последовательности и описать их.
4. Пересказ сказки.
Дети по очереди пересказывают сказку. В случае затруднений педагог задает наводящие вопросы, следит за соблюдением последовательности, логичности.