Папки-передвижки

Аттестационная работа «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии»

Елена Ковалева
Аттестационная работа «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Ковалева Елена Евгеньевна. Я работаю воспитателем МБДОУ д\с № 20 «Сказка». Имею высшее профессиональное образование. Мой педагогический стаж 23 года. Мое профессиональное кредо можно выразить словами А. С. Макаренко «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

2 слайд

Представляю вам опыт работы по теме «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии».

3 слайд

Публикация «Аттестационная работа „Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии“» размещена в разделах

Психолого-педагогические условия:

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учеными. А. А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: «Связная речь- это не просто последовательность слов и предложений, это- последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить».

По мнению психологов и педагогов эффективным средством обучения связной речи детей является сказка. О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, Э. Фромм. В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется не мало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей : Е. Н. Водовозовой, О. С. Ушаковой, О. Л. Шороховой. Свое окончательное оформление в виде психолого- педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе доктора психологических наук Татьяны Дмитриевны Зинкевич- Евстигнеевой. Все эти исследования свидетельствуют о возможности использовании сказки для развития связной речи детей.

4 слайд

Методические условия :

На данном слайде представлена подобранная нами для работы методическая литература.

5 слайд

Организационно-педагогические условия:

Опыт работы был предоставлен коллективу детского сада и в сетевом педагогическом сообществе на международном образовательном портале МААМ. RU

6 слайд

Актуальность темы обусловлена современными требованиями ФГОС ДО и тем, что в настоящее время проблемы, связанные с развитием связной речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех компонентов устной речи : фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей методы и приемы. Проанализировав данную ситуацию, мы выделили для себя метод сказкотерапии, который позволяет в рамках сказки решать обучающие и воспитательные задачи.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Для ребенка этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия- это особая реальность. Ребенок наполовину живет в воображаемом мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразуя его и себя.

Сказкотерапия-это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Он является новационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Работая на группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи знаю, что наши дети испытывают затруднения при формировании связной речи. Это и повлияло на мое решение использовать метод сказкотерапии для развития речи детей.

7 слайд

Учитывая значимость рассмотренной проблемы, были определены цель и задачи нашей работы.

Цель: способствовать формированию связной речи детей используя метод сказкотерапии.

Задачи:

-способствовать формированию связной речи детей, как средства свободного общения со взрослыми и сверстниками

-развивать образность речи, умение использовать в речи разнообразные выразительные средства.

-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

-способствовать развитию творческих способностей детей.

-развивать фантазию, воображение.

-воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и народному фольклору.

8 слайд

Ведущей педагогической идеей нашей работы является утверждение, что систематическое и целенаправленное использование метода сказкотерапии способствует качественному развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

9 слайд

Всю мою работу условно можно разделить на три этапа:

1. Прогностический: заключается в изучении психолого-педагогической литературы по теме, определение целей и задач работы, составление перспективного плана.

2. Деятельностный: заключался в реализации поставленных задач, взаимодействии с семьями воспитанников.

3. Аналитико- рефлексивный: проанализированы проведенные мероприятия, сделаны выводы, определены перспективы работы.

10 слайд

Для успешного решения поставленных задач мною был разработан перспективный план работы с детьми группы. На слайде предоставлен фрагмент перспективного плана в старшей группе.

11 слайд

На данном слайде предоставлен фрагмент перспективного плана в подготовительной группе.

Полный план работы представлен в моем портфолио.

12 слайд

В своей работе я использую различные методы и приемы работы со сказкой, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей.

1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?", "Кто из героев больше всего понравился и почему?", "Почему герой совершил те или иные поступки?", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?".

2. Пересказ сказок (групповой, пересказ по кругу, пересказ при помощи мнемотаблиц). Прием помогает лучше запомнить содержание сказки, образные слова и выражения.

3. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как Сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

4. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки. Например, мы с детьми придумали другое окончание сказки «Айога», «Морозко».

5. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять. Мы инсценировали сказки при помощи кукол би-ба-бо, различного вида театров (пальчиковый, варежковый, теневой, на фланелеграфе).

6. Драматизация сказок. Превращение детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей, развивается диалогическая речь детей. Мы драматизировали русские народные и авторские сказки.

7. Сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму. Можно для этого использовать мнемотаблицы и карты Проппа.

13 слайд

На слайде представлены фотографии тех методов и приемов о которых говорилось выше.

14 слайд

Работа по развитию связной речи детей методом сказкотерапии осуществлялась как в совместной деятельности в НОД фронтально, так и во второй половине дня индивидуально. Дети приносили из дома любимые сказки, рассказывали о них. Была организована экскурсия в городскую детскую библиотеку.

15 слайд

Работа со сказкой интегрируется с продуктивными видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. В лепке, аппликации дети удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении своих впечатлений.

16 слайд

Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок «Отгадай мою сказку», «Один начинает- другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев, «Угадай сказку по мнемотаблице» и литературные викторины.

17 слайд

Дети с удовольствием инсценировали любимые сказки и самостоятельно.

18 слайд

Свою работу по развитию связной речи через погружение в сказку мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие ребенка в совместной и самостоятельной деятельности и обеспечивающей разные виды его активности. В группе имеется уголок речевого развития, был оформлен уголок сказки с возможностью самостоятельных игр и драматизаций. Создана библиотека сказочных книг, в которой присутствуют как народные и авторские художественные сказки, так и дидактические и психотерапевтические сказки. Пополнен уголок театрализованных игр и драматизаций. Присутствуют различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный. Приобретены и изготовлены самостоятельно шапочки-маски для драматизаций различных сказок.

19 слайд

В начале нашей работы было проведено анкетирование родителей с целью определить уровень их компетентности в вопросе о значении сказок в развитии речи ребенка. В результате опроса было выявлено, что родители мало читают детям дома. Многие из них считают, что достаточно просмотра мультфильмов. В век высоких технологий сказки сменили телефоны и компьютеры. Поэтому нами были разработаны и проведены дополнительные мероприятия по работе с родителями. Для них была проведена групповая консультация, на которой была дана информация о том, что такое сказкотерапия, и какие проблемы она решает. Подготовлены информационные стенды на темы «Какие сказки читать детям на ночь?», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Как подружить ребенка с книгой?». Был организован совместный праздник, на котором родители вместе с детьми показывали подготовленные дома инсценировки.

20 слайд

Новизна опыта заключается в создании педагогических условий, включающих: разработку перспективного плана работы с детьми, подборка сказок различной тематики, мнемотаблиц по различным сказкам; для работы с родителями разработан консультативный материал; для расширения опыта педагогов по данной теме разработана консультация и составлена презентация.

21 слайд

Результаты работы

Дети стали более раскованными, их речь стала понятней и грамотней.

Во время драматизации сказок дети стали более свободными в проявлении своих эмоций, научились пользоваться различными средствами выразительности (жесты, мимика, интонационная выразительность речи).

В ходе работы я отметила, что дети изменились, стали более спокойными, усидчивыми.

Дети учатся думать, уважать мнение друзей.

Нам было приятно, что и родители заинтересовались данной темой: стали больше читать детям сказки, обсуждать их содержание, поступки героев, помогли нам в создании развивающей среды: сшили костюмы для драматизации сказок, участвовали в создании «Книги сказок», принимали участие в совместных праздниках.

22 слайд

Перспективу работы я вижу в следующем :

-продолжать целенаправленную систематическую работу по формированию связной речи воспитанников, используя метод сказкотерапии;

-использовать в работе с детьми карты Проппа с целью обучения их рассказыванию и сочинению сказок

-продолжать работу по подбору методического материала по теме;

-продолжать работу по обогащению развивающей предметно-пространственной среды;

-вести работу с родителями по теме, проводить практикумы, открытые мероприятия, организовать совместный праздник «Путешествие по сказкам».

23 слайд

На данном слайде представлена литература, которую я использовала в своей работе и используемые интернет- ресурсы.

Используемая литература.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр «Академия», 2000 г.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика- синтез, 1999 г.

3. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии- Творческий центр «Сфера», 2009 г.

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи…- М. : Линка-Пресс, 2003 г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. –СПб «Речь», 2006 г.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб «Речь», 2006 г.

7. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника. – М. Издательский центр «Академия», 1999г.

8. Микляева Н. В., Толстинова С. Н., Цепикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – Творческий центр «Сфера», 2010 г.

9. Пропп В. Я. Морфология сказки. «Лабиринт», 2000 г.

10. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - М. ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

Интернет-ресурсы:

https://www.deti-club.ru

https://www.doshvozrast.ru

https://www.nsportal.ru

https://www.maam.ru

https://doshkolnik.ru

https://www.nachideti.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - развитие свободного общения с взрослыми;.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Перспективный план по развитию связной речи методом сказкотерапии в подготовительной группе Месяц Тема Задачи Сентябрь Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух». Придумывание продолжения сказки К. Драгунской «Лекарство от послушности».

Перспективный план по развитию связной речи методом сказкотерапии в старшей группе СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ! Перспективный план по развитию связной речи методом сказкотерапии в старшей группе. Месяц Тема Задачи Сентябрь.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку.

Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Словарная работа, лексико-грамматический строй речи, развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: учитель-логопед Тимофеева Нина Филипповна Данный материал адресован логопедам и воспитателям для проведения образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аттестационная работа «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии»
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 18:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аттестационная работа «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД