Шишкова Светлана Петровна
Рекомендации для педагогов по применению дидактических материалов на развитие мыслительных операций для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с задержкой психического развития необходимо учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению методов и приемов.
• Выстраивая обучение, учитывайте уровень способностей дошкольника с задержкой психического развития : состояние и динамика развития учебных способностей могут быть такими, при которых эффективное обучение может происходить лишь в условиях систематического подхода или требует дифференцированного обучения; иной уровень соответствует более высоким способностям, позволяющим усваивать учебный материал при фронтальной работе с группой.
Публикация «Рекомендации для педагогов по применению дидактических материалов на развитие мыслительных операций для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
• Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития. Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации, действий и умений
• Предлагая задание, учитывайте, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету.
• Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
• Привлекайте различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития дошкольников :
• Для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для детей с задержкой психического развития, целесообразно переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
• При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял.
• Рационально используйте разнообразный наглядный материал в соответствии задачами занятия. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию дошкольников, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания занятия.
• Используйте для каждого ребенка с задержкой психического развития необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает).
• Поддерживайте и поощряйте любое проявление детской любознательности и инициативы.
• Используйте разнообразные педагогические меры по отношению к ребенку: интересы детей с задержкой психического развития, как правило, имеют узкую направленность, малоустойчивы; найти нужную меру воздействия удается не всегда сразу – одна и та же мера нередко теряет силу в связи с адаптацией дошкольника к ней.
• Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в обучении и внутреннюю обратную связь в учении. Обратная связь нужна не только педагогу (контроль и регуляция, но и дошкольнику (самоконтроль и саморегуляция).
• Оценивайте успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению.
• Учитывайте и не нарушайте этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении.
• Проявляйте особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой.
• Используйте индивидуальный подход при оценивании деятельности детей : обязательно поощряйте ребенка, если он справился с заданием, и не допускайте никаких упреков в адрес тех детей, которые что-то хуже сделали.
• Не оценивайте результаты труда ребенка в сравнении с другими детьми. Важно поощрять каждое отдельное продвижение вперед конкретного ребенка и оценивать не столько конечный результат, сколько познавательный процесс, деятельность дошкольника, его динамику в развитии.
• Для детей с задержкой психического развития оценивание учебных действий, выполненных заданий чрезвычайно важно, так как позволяет им ориентироваться на произведенное действие, получившее положительную оценку взрослого, как на образец, инструкцию к дальнейшей деятельности.