Татьяна Звягина
Рекомендации для логопеда «Организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения
Дети со зрительным диагнозом в силу своего заболевания, усиленной опеки со стороны родителей, часто имеют недостаток активного общения с окружающим миром и взрослыми. Депривация зрения также способствует уменьшению развития двигательной сферы. У детей с недостатком зрения теряется возможности подражательной деятельности, сужается познавательный процесс. Последствия зрительного диагноза и «Тепличные» условия воспитания малышей с нарушением зрения в доречевой период обуславливают замедленный темп развития речи. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у дошкольников с недостатком зрения, речевые нарушения встречаются чаще чем у нормально видящих сверстников. Отсюда следует, что развитие речи зависит от сложности зрительного диагноза и от приобретенных вторичных отклонений. Для детей со сложным зрительным диагнозом характерна несформированность всех языковых систем. Снижено понимание речи. Развернутая речь отличается лексико-грамматическим недоразвитием. Беден словарный запас. Имеются множественные нарушения фонетической стороны речи, отсутствуют фонематические представления.
Публикация «Рекомендации для логопеда „Организации логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
У детей со средней степенью зрительного заболевания обширно представлены нарушения фонетической стороны речи. Отмечается несформированность фонематических представлений. Дети со слабой зрительной патологией имеют другие речевые нарушения, которые проявляются в отсутствии или искажениях звуков. Дети не испытывают затруднений при обучении фонематическому восприятию.
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения :
- при планировании логопедической работы с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать диагноз и индивидуальные особенности детей;
- следить за зрительной нагрузкой, которая учитывает зрительный диагноз и возрастные особенности детей;
- включение зрительной гимнастики в занятие, как неотъемлемой части занятия,
- дидактический наглядный, раздаточный и стимульный материал должен соответствовать требованием программы и учету зрительной патологии детей;
- переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое, кинетические для предупреждения вторичных отклонений и для развития сохранных анализаторов;
- учитывать при посадке на занятиях рекомендации тифлопедагога;
- Создать эргономические условия в соответствии требованиям тифлопедагогики;
- индивидуализировать подход к коррекции речи у детей с нарушением зрения.
Заболевания зрительной системы, наиболее часто встречающиеся у дошкольников:
Амблиопия - ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.
Астигматизм-недостаток преломляющей способности глаза, состоящий в том, что лучи, вышедшие из одной точки не собираются вновь в одном фокусе на сетчатке глаза, и изображение получается расплывчатым.
Гиперметропия (дальнозоркость) - вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются за сетчаткой.
Стимульный материал мелких размеров. Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не менее 1 метра. Изображения должны предлагаться на цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов)
Миопия- (близорукость)-вид аномалии рефракции, при которой параллельные лучи, идущие от отдаленных предметов, соединяются перед сетчаткой.
Стимульный материал крупных размеров. Расстояние от зеркала, учебной доски до ребенка не более 1-1,5 м.
Изображение должно предлагаться на цветном фоне (преимущественно зеленого или оранжевого цветов)
Косоглазие –нарушение в симметричном положении глаз, при взгляде прямо или других направлениях взора. Косоглазие бывает: сходящееся, расходящееся, альтернирующее.
При сходящемся косоглазии расстояние от поверхности стола до глаз
должно быть не менее 30 см., работа на вертикальной плоскости.
При расходящемся косоглазии - работа на горизонтальной плоскости. Наглядный материал следует размещать на подставке. Угол наклона около 15 градусов.
Гимнастика, направленная на повышение остроты зрения и укрепления глазодвигательных мышц.
«Да-да», «Нет-нет», «Квадрат», «Змейка», «Загадочная тропинка», «Разноцветная дуга», «Геометрическая дорожка», «Куда спряталась буква».
Гимнастика направленная на снятие зрительного напряжения.
«Пальминг»
Растираем ладони, до ощущения тепла. Закрытые глаза нежно прикрываем ладонями (1-2 мин.)
«Облака», «Посадили дерево», «В лесу».