Приложение МААМ

Свойства воды «Река Волга»

Власова Ирина Владимировна
Свойства воды «Река Волга»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе №5.

Воспитатель Власова И. В.

Тема Река Волга. Свойства воды.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Публикация «Свойства воды „Река Волга“» размещена в разделах

Виды деятельности: беседа с демонстрацией презентации, чтение стихотворений, опытно-экспериментальная: вода нужна всем, вода встречается в природе в жидком виде, в виде пара, в виде льда, вода движется, вода прозрачная, отражает как в зеркале, река – это мощное движение воды; пальчиковая гимнастика, элемент сюжетно-ролевой игры, подвижная игра «Ручеек», физическое упражнение в паре «Лодочка», физкультурная минутка, питье воды.

Форма проведения: открытое занятие с подгруппой детей.

Присутствуют 8 человек.

Цель:

Расширение представлений детей о родной стране; познакомить с Волгой- крупной рекой России; на реке стоит родной Нижний Новгород; река – часть природы Нижегородского края, мощный поток воды.

Формирование представлений о том, как человек использует в своей жизни воду, ценит ее. Формирование представления о свойствах воды текучесть, прозрачность, сила течения воды.

Развитие речи как средства общения, развитие умения поддерживать беседу, приобщение к словесному искусству.

Формирование словаря по теме (пассивный словарь: исток, устье, дельта, ключи, родник, ручей, приток, гидроэлектростанция, причал, вокзал; активный словарь: река Волга, полноводная, судоходная, протяженная.

Развитие эстетического восприятия, развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение, развитие способности наблюдать и организованно экспериментировать с водой.

Воспитание стремления участвовать в совместных играх, совершенствование игровых умений детей. Воспитывать юных исследователей

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

Образовательная: познакомить с рекой Волгой, обогащать словарь детей, закрепить знания о свойствах воды (текучесть, прозрачность);

Развивающая: стимулировать познавательную активность детей, способствовать развитию диалогической речи, мышления, самостоятельности действий, суждений.

Воспитательная: воспитывать уважительные взаимоотношения, активность на занятии.

Воспитанники: Андрей С., Саша О., Василиса Е., Даниил А., Карина П., Юля Ч., Ульяна П., Максим А. – 8 человек.

Подготовка к занятию: проведение опытов и экспериментов с водой, разучивание стихотворений, рассматривание коллажей по теме «Вода», разучивание игровых упражнений с текстом.

Материалы к занятию. Презентация «Волга-река. Тема – вода.»; презентация «Коллажи по теме – вода». Все материалы описаны в ходе занятия.

Ход мероприятия.

На экране компьютера Слайд 2.

Дети свободно стоят.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Кто это? (предположения детей)

- Это Капитошка - водяная капелька.

Он приветствует вас. Давайте поздороваемся (– Здравствуй, Капитошка)

- Капитошка интересуется, а знаете ли вы о воде?

Андрей С. И Саша О. Читают стихотворение Рыжовой Н.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

в лес туманом выползает,

На плите у вас кипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить.

- Вода дарит жизнь всему живому. Назовите, кому нужна вода? (ответы детей)

- Даня, что ты делаешь с водой? (0) мальчик молчит

- Разве «ты не умывался и грязнулей остался» (мальчик отвечает)

Дети подходят к столу, где на подносе под салфеткой 8 чашек с водой.

Предлагаю детям попить свежей кипяченой воды.

- Какая водичка? (обсуждение)

- Почему нельзя пить сырую воду? (обсуждение с рассматриванием коллажа «Вода в жизни растений, животных и человека»)

Подвожу к выводу: вода нужна всем.

Дети подходят к столу, где лежит термометр, стоит прозрачная емкость с холодной водой, термос с льдинками, емкость для льда, стеклянная чаша, прозрачная пластина из оргстекла, тряпочки. Вношу электрочайник с кипятком, предупреждая детей об опасности.

- Какая бывает вода? (ответы детей о холодной, горячей воде)

Высыпаю из термоса лед.

- Что это? Может стекляшки? (так гремят) (дети активно убеждают, что это лед, вода замерзла).

- Что будет со льдом? (лед растает) Саша О. просит налить в лед кипяток.

- Зачем? (Так лед быстрее растает)

Наливаю, дети убеждаются.

Беру оргстекло, держу над паром. Дети наблюдают запотевание, движение пара, образование капель воды. Побуждаю детей комментировать, увиденное.

- Вода есть везде, вода движется.

Обращаю внимание детей на глобус в группе. Напоминаю, это модель нашей планеты Земля.

- Какого цвета больше? (ответы детей)

- Поэтому космонавты и назвали нашу планету голубой, так много воды.

- Отгадайте загадку:

Течет, течет – не вытечет

Бежит, бежит не выбежит. (река)

Подвожу детей к столу с фотографиями рек России, обращаю внимание, что их великое множество.

Обращаю внимание детей на карту России.

- А вот точка на карте России. Это наш родной город. Как он называется?

(Наш город называется Нижний Новгород)

- Ребята, а знаете ли вы на какой реке стоит наш город?

Василиса Е. – Наш город расположен на правом берегу реки Волга.

- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с рекой Волгой. Проходите на стульчики.

Дети занимают места перед экраном компьютера. Слайд 3.

- Наш город расположен на слиянии двух рек Волги и Оки. Здесь они встречаются и несут свои воды вместе. Место встречи двух рек называется Стрелка. Слышали такое название?

Слайд 4.

- Посмотрите, какие красивые берега у Волги. Какая красивая Волга.

Предлагаю детям встать и показать: Наша Волга широка.

Наша Волга глубока. (сели)

Волга самая длинная река в Европейской части России. Её протяженность 3350 км. У вас есть день рождения. А в России есть День Волги, его отмечают 20 мая. Люди ценят полноводную реку. Пресная вода – это богатство нашей страны. Волга значит светлая влага. Ока приток Волги.

Слайд 5.

- Так выглядит наша Волга под водой. Узнали, кто это? (ответы детей)

Даня А. – Как хорошо, когда река и широка, и глубока.

И рыбы ходят в глубине, и раки ползают на дне.

Слайд 6.

- Узнали, кто это? (ответы детей)

- Волга нужна всем.

Ульяна – Течет река издалека. Течет река поит поля.

Поит леса, поит луга, поит деревни, города.

Несет и лодки, и суда. Волга – матушка.

Слайд 7.

- Давайте вместе скажем, какая наша Волга красивая: раздольная, полноводная. (дети проговаривают)

- Ребята, наша река течет, несет свои воды в море. А знаете ли вы, где начинается Волга? (Наша широкая река начинается с узкого ручейка.) Поиграем в «Ручеек».

Дети выстраиваются парами в одну колонну, поднимают вверх руки, образуя ворота. С последней пары начинается движение вперед. Дети самостоятельно решают, кто ведущий, кто ведомый. Я подбадриваю:

«Волга идет, за собой Оку ведет.»

После игры дети возвращаются на стульчики.

- Исток Волги находится на Валдайской возвышенности в Тверской области у села, которое так и называется Волгино Верховье.

Слайд 8.

- Здесь бьют ключи из-под земли. Вода холодная чистая. Родники начало великой реки Волги. Люди заботливо берегут это место.

Слайд 9.

- Ручей сбегает под уклон. Посмотрите какой он узенький. Как он широким стал? (предположения детей, высказывания, что в ручей стекает дождевая и талая вода).

-Бежит ручеек, увлекая за собой другие ручьи в единый поток – реку.

Слайд 10.

-Посмотрите, на карте река Волга выделена синим цветом, как много у неё притоков, обозначенных голубым.

- Ребята, откуда в Волге так много воды? (У Волги много притоков)

- Вот здесь наш город. Вот Ока впадает в Волгу.

Слайд 11.

-Это речной вокзал в Нижнем Новгороде. На что похоже здание речного вокзала? (дети оживляются, замечают ракету на воде, рассматривают здание на земле, высказывают свои суждения)

-В здании речного вокзала работают кассы, где люди покупают билеты на корабль. Выходят на пристань, находят нужный причал, садятся на корабль.

-Кто главный на корабле? (капитан)

- У штурвала стоит рулевой. Матросы помогают пришвартовывать судно.

Слайд 12.

Внимание детей привлекает корабль, Саша О. выходит к столу, делится своей мечтой о путешествии. Я обращаю внимание детей, что Волга судоходная весной, всё лето и осенью.

- Люди построили на Волге гидроэлектростанции. Сила воды дает в городе свет. Что еще заметили? (дети высказываются)

- Волга труженица.

Слайд 13.

-Что происходит с рекой зимой? (ответы детей)

-Как вы думаете, вода вся замерзает? (ответы детей)

-Зимой вода в реке покрывается льдом, как шубой.

Слайд 14.

- Река опасна всегда!

Слайд 15.

Восторг детей. Давайте поиграем.

Распределяем роли капитана, рулевого, матроса, кассира, пассажира. Рулевой берет руль встает впереди. Капитан и матрос стоят в паре, образуя корму корабля. Пассажир понарошку покупает билет у кассира, проходит на корабль, встает за рулевым. Капитан приветствует пассажира – «Добро пожаловать на борт!», отдает команду матросу: «Отдать швартовый», отдает команду рулевому: «Полный вперед!». Матрос цепляется свободной рукой за рулевого. Рулевой начинает движение вперед.

Слайд 16.

- А мы отправляемся вниз по течению Волги.

Слайд – шоу.

Слайд 17.

- Город Чебоксары. Вы видите памятник Мать Покровительница.

Слайд 18.

- Город Казань.

Слайд 19

- Город Ульяновск

Слайд 20

- Город Самара

Слайд 21

- Город Саратов

Слайд 22

- Город Волгоград. Памятник Родина – Мать зовёт.

Дети встают на разминку.

Машет с пристани народ,

Отплывает теплоход. (машут правой рукой)

Что он сделает сначала? (соединяем пальцы в замок)

Оттолкнется от причала. (вытянуть руки вперед ладонями наружу)

Слайд 23.

- Перед морем Волга разделяется на множество рукавов. Это дельта реки.

Наша рука похожа на реку, посмотрите.

Слайд 24.

- Каспийское море.

- Какая в море вода? (соленая)

- Морская вода полезна.

Физкультурная минутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз – это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Слайд 25.

- Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)

Слайд 2.

- Капитошка хочет вас спросить.

Вопрос к опытно–экспериментальной деятельности:

- Почему в Волге такая разная по цвету вода?

(предположения детей, называние свойства - вода прозрачная, может отражать небо, деревья)

Предлагаю детям подойти к столу, на котором разные по форме и по цвету емкости, бутылка с водой, коробочка с пуговицами, тряпочки.

Предлагаю детям разобрать формочки и налить воды.

- Что ты видишь? (ребенок называет цвет своей формочки)

- Если вам кажется, что вода цветная – это иллюзия.

Бросьте на дно пуговицу.

- Что ты видишь? (пуговицу)

Дети убеждаются, что вода прозрачная, делают вывод: вода прозрачная, в воде отражаются предметы.

Предлагаю подойти к другому столу, на нем таз, в тазу мельница для игры с водой, рядом лейка с водой, тряпочки.

- Что будет, если лить воду на мельницу? (объяснения детей).

Игра с водой.

Переключаю внимание детей на вид за окном.

- Какое время года сейчас? (осень)

- Какой осенний месяц сейчас? (ноябрь)

- К какому празднику в ноябре мы с вами готовимся ребята?

(День Матери)

Василиса читает стихотворение.

Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют, у на своя погода тут.

Улыбнется мама ясно и тепло,

Вот уже и солнышко в комнате взошло!

Дети возвращаются на стульчики.

Слайд 2.

- Капитошка рад, что вы столько знаете о воде и предлагает вам самим придумать фокусы с водой, чтобы удивить маму на праздник. (Дети принимают идею для новых экспериментов с водой).

Провела 13.11.2017 года.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Свойства воды» Конспект образовательного мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному и речевому развитию по теме «Свойства воды».

Фотоотчет «Эксперименты с водой. Свойства воды»Фотоотчет «Эксперименты с водой. Свойства воды» Ребенку по природе присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать.

Конспект НОД «Изучаем свойства воды» .

Конспект НОД «Свойства воды» МАДОУ ДС№11 «Теремок» город Кохма Ивановской области Масленникова Марина Александровна Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной.

Свойства воды и опыты с водой Задачи: дать знания детям о свойствах воды с помощью опытов; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Материал:.

НОД по экспериментированию на тему «Свойства воды»НОД по экспериментированию на тему «Свойства воды» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Цели: — формирование представлений о свойствах воды; — развивать творческое.

Проект на тему «Свойства воды» Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются.

Конспект ознакомительного занятия «Свойства воды» Тема: Свойства воды Ход занятия Организационный момент. Дети сидят перед воспитателем полукругом на стульчиках. Перед ними – магнитная доска.

Конспект занятия «Вода. Свойства воды»Конспект занятия «Вода. Свойства воды» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9 «Чебурашка» г. Дюртюли муниципального района Дюртюлинский.

Конспект занятия «Экологическая сказка. Свойства воды» Тема: «Экологическая сказка» Разновозрастная группа Цель: исследовать влияние на воду природного материала. Исследовать причины загрязнения.

Автор публикации:
Свойства воды «Река Волга»
Опубликовано: 29 декабря 2017 в 19:46
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Свойства воды «Река Волга»» (включая файлы) размещена пользователем Власова Ирина Владимировна (УИ 1411453) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД