Власова Ирина Владимировна
Свойства воды «Река Волга»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе №5.
Воспитатель Власова И. В.
Тема Река Волга. Свойства воды.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Свойства воды „Река Волга“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Волга, река
- Реки и озера
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Виды деятельности: беседа с демонстрацией презентации, чтение стихотворений, опытно-экспериментальная: вода нужна всем, вода встречается в природе в жидком виде, в виде пара, в виде льда, вода движется, вода прозрачная, отражает как в зеркале, река – это мощное движение воды; пальчиковая гимнастика, элемент сюжетно-ролевой игры, подвижная игра «Ручеек», физическое упражнение в паре «Лодочка», физкультурная минутка, питье воды.
Форма проведения: открытое занятие с подгруппой детей.
Присутствуют 8 человек.
Цель:
Расширение представлений детей о родной стране; познакомить с Волгой- крупной рекой России; на реке стоит родной Нижний Новгород; река – часть природы Нижегородского края, мощный поток воды.
Формирование представлений о том, как человек использует в своей жизни воду, ценит ее. Формирование представления о свойствах воды текучесть, прозрачность, сила течения воды.
Развитие речи как средства общения, развитие умения поддерживать беседу, приобщение к словесному искусству.
Формирование словаря по теме (пассивный словарь: исток, устье, дельта, ключи, родник, ручей, приток, гидроэлектростанция, причал, вокзал; активный словарь: река Волга, полноводная, судоходная, протяженная.
Развитие эстетического восприятия, развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение, развитие способности наблюдать и организованно экспериментировать с водой.
Воспитание стремления участвовать в совместных играх, совершенствование игровых умений детей. Воспитывать юных исследователей
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная: познакомить с рекой Волгой, обогащать словарь детей, закрепить знания о свойствах воды (текучесть, прозрачность);
Развивающая: стимулировать познавательную активность детей, способствовать развитию диалогической речи, мышления, самостоятельности действий, суждений.
Воспитательная: воспитывать уважительные взаимоотношения, активность на занятии.
Воспитанники: Андрей С., Саша О., Василиса Е., Даниил А., Карина П., Юля Ч., Ульяна П., Максим А. – 8 человек.
Подготовка к занятию: проведение опытов и экспериментов с водой, разучивание стихотворений, рассматривание коллажей по теме «Вода», разучивание игровых упражнений с текстом.
Материалы к занятию. Презентация «Волга-река. Тема – вода.»; презентация «Коллажи по теме – вода». Все материалы описаны в ходе занятия.
Ход мероприятия.
На экране компьютера Слайд 2.
Дети свободно стоят.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Кто это? (предположения детей)
- Это Капитошка - водяная капелька.
Он приветствует вас. Давайте поздороваемся (– Здравствуй, Капитошка)
- Капитошка интересуется, а знаете ли вы о воде?
Андрей С. И Саша О. Читают стихотворение Рыжовой Н.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
в лес туманом выползает,
На плите у вас кипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
- Вода дарит жизнь всему живому. Назовите, кому нужна вода? (ответы детей)
- Даня, что ты делаешь с водой? (0) мальчик молчит
- Разве «ты не умывался и грязнулей остался» (мальчик отвечает)
Дети подходят к столу, где на подносе под салфеткой 8 чашек с водой.
Предлагаю детям попить свежей кипяченой воды.
- Какая водичка? (обсуждение)
- Почему нельзя пить сырую воду? (обсуждение с рассматриванием коллажа «Вода в жизни растений, животных и человека»)
Подвожу к выводу: вода нужна всем.
Дети подходят к столу, где лежит термометр, стоит прозрачная емкость с холодной водой, термос с льдинками, емкость для льда, стеклянная чаша, прозрачная пластина из оргстекла, тряпочки. Вношу электрочайник с кипятком, предупреждая детей об опасности.
- Какая бывает вода? (ответы детей о холодной, горячей воде)
Высыпаю из термоса лед.
- Что это? Может стекляшки? (так гремят) (дети активно убеждают, что это лед, вода замерзла).
- Что будет со льдом? (лед растает) Саша О. просит налить в лед кипяток.
- Зачем? (Так лед быстрее растает)
Наливаю, дети убеждаются.
Беру оргстекло, держу над паром. Дети наблюдают запотевание, движение пара, образование капель воды. Побуждаю детей комментировать, увиденное.
- Вода есть везде, вода движется.
Обращаю внимание детей на глобус в группе. Напоминаю, это модель нашей планеты Земля.
- Какого цвета больше? (ответы детей)
- Поэтому космонавты и назвали нашу планету голубой, так много воды.
- Отгадайте загадку:
Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит не выбежит. (река)
Подвожу детей к столу с фотографиями рек России, обращаю внимание, что их великое множество.
Обращаю внимание детей на карту России.
- А вот точка на карте России. Это наш родной город. Как он называется?
(Наш город называется Нижний Новгород)
- Ребята, а знаете ли вы на какой реке стоит наш город?
Василиса Е. – Наш город расположен на правом берегу реки Волга.
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с рекой Волгой. Проходите на стульчики.
Дети занимают места перед экраном компьютера. Слайд 3.
- Наш город расположен на слиянии двух рек Волги и Оки. Здесь они встречаются и несут свои воды вместе. Место встречи двух рек называется Стрелка. Слышали такое название?
Слайд 4.
- Посмотрите, какие красивые берега у Волги. Какая красивая Волга.
Предлагаю детям встать и показать: Наша Волга широка.
Наша Волга глубока. (сели)
Волга самая длинная река в Европейской части России. Её протяженность 3350 км. У вас есть день рождения. А в России есть День Волги, его отмечают 20 мая. Люди ценят полноводную реку. Пресная вода – это богатство нашей страны. Волга значит светлая влага. Ока приток Волги.
Слайд 5.
- Так выглядит наша Волга под водой. Узнали, кто это? (ответы детей)
Даня А. – Как хорошо, когда река и широка, и глубока.
И рыбы ходят в глубине, и раки ползают на дне.
Слайд 6.
- Узнали, кто это? (ответы детей)
- Волга нужна всем.
Ульяна – Течет река издалека. Течет река поит поля.
Поит леса, поит луга, поит деревни, города.
Несет и лодки, и суда. Волга – матушка.
Слайд 7.
- Давайте вместе скажем, какая наша Волга красивая: раздольная, полноводная. (дети проговаривают)
- Ребята, наша река течет, несет свои воды в море. А знаете ли вы, где начинается Волга? (Наша широкая река начинается с узкого ручейка.) Поиграем в «Ручеек».
Дети выстраиваются парами в одну колонну, поднимают вверх руки, образуя ворота. С последней пары начинается движение вперед. Дети самостоятельно решают, кто ведущий, кто ведомый. Я подбадриваю:
«Волга идет, за собой Оку ведет.»
После игры дети возвращаются на стульчики.
- Исток Волги находится на Валдайской возвышенности в Тверской области у села, которое так и называется Волгино Верховье.
Слайд 8.
- Здесь бьют ключи из-под земли. Вода холодная чистая. Родники начало великой реки Волги. Люди заботливо берегут это место.
Слайд 9.
- Ручей сбегает под уклон. Посмотрите какой он узенький. Как он широким стал? (предположения детей, высказывания, что в ручей стекает дождевая и талая вода).
-Бежит ручеек, увлекая за собой другие ручьи в единый поток – реку.
Слайд 10.
-Посмотрите, на карте река Волга выделена синим цветом, как много у неё притоков, обозначенных голубым.
- Ребята, откуда в Волге так много воды? (У Волги много притоков)
- Вот здесь наш город. Вот Ока впадает в Волгу.
Слайд 11.
-Это речной вокзал в Нижнем Новгороде. На что похоже здание речного вокзала? (дети оживляются, замечают ракету на воде, рассматривают здание на земле, высказывают свои суждения)
-В здании речного вокзала работают кассы, где люди покупают билеты на корабль. Выходят на пристань, находят нужный причал, садятся на корабль.
-Кто главный на корабле? (капитан)
- У штурвала стоит рулевой. Матросы помогают пришвартовывать судно.
Слайд 12.
Внимание детей привлекает корабль, Саша О. выходит к столу, делится своей мечтой о путешествии. Я обращаю внимание детей, что Волга судоходная весной, всё лето и осенью.
- Люди построили на Волге гидроэлектростанции. Сила воды дает в городе свет. Что еще заметили? (дети высказываются)
- Волга труженица.
Слайд 13.
-Что происходит с рекой зимой? (ответы детей)
-Как вы думаете, вода вся замерзает? (ответы детей)
-Зимой вода в реке покрывается льдом, как шубой.
Слайд 14.
- Река опасна всегда!
Слайд 15.
Восторг детей. Давайте поиграем.
Распределяем роли капитана, рулевого, матроса, кассира, пассажира. Рулевой берет руль встает впереди. Капитан и матрос стоят в паре, образуя корму корабля. Пассажир понарошку покупает билет у кассира, проходит на корабль, встает за рулевым. Капитан приветствует пассажира – «Добро пожаловать на борт!», отдает команду матросу: «Отдать швартовый», отдает команду рулевому: «Полный вперед!». Матрос цепляется свободной рукой за рулевого. Рулевой начинает движение вперед.
Слайд 16.
- А мы отправляемся вниз по течению Волги.
Слайд – шоу.
Слайд 17.
- Город Чебоксары. Вы видите памятник Мать Покровительница.
Слайд 18.
- Город Казань.
Слайд 19
- Город Ульяновск
Слайд 20
- Город Самара
Слайд 21
- Город Саратов
Слайд 22
- Город Волгоград. Памятник Родина – Мать зовёт.
Дети встают на разминку.
Машет с пристани народ,
Отплывает теплоход. (машут правой рукой)
Что он сделает сначала? (соединяем пальцы в замок)
Оттолкнется от причала. (вытянуть руки вперед ладонями наружу)
Слайд 23.
- Перед морем Волга разделяется на множество рукавов. Это дельта реки.
Наша рука похожа на реку, посмотрите.
Слайд 24.
- Каспийское море.
- Какая в море вода? (соленая)
- Морская вода полезна.
Физкультурная минутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Слайд 25.
- Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
Слайд 2.
- Капитошка хочет вас спросить.
Вопрос к опытно–экспериментальной деятельности:
- Почему в Волге такая разная по цвету вода?
(предположения детей, называние свойства - вода прозрачная, может отражать небо, деревья)
Предлагаю детям подойти к столу, на котором разные по форме и по цвету емкости, бутылка с водой, коробочка с пуговицами, тряпочки.
Предлагаю детям разобрать формочки и налить воды.
- Что ты видишь? (ребенок называет цвет своей формочки)
- Если вам кажется, что вода цветная – это иллюзия.
Бросьте на дно пуговицу.
- Что ты видишь? (пуговицу)
Дети убеждаются, что вода прозрачная, делают вывод: вода прозрачная, в воде отражаются предметы.
Предлагаю подойти к другому столу, на нем таз, в тазу мельница для игры с водой, рядом лейка с водой, тряпочки.
- Что будет, если лить воду на мельницу? (объяснения детей).
Игра с водой.
Переключаю внимание детей на вид за окном.
- Какое время года сейчас? (осень)
- Какой осенний месяц сейчас? (ноябрь)
- К какому празднику в ноябре мы с вами готовимся ребята?
(День Матери)
Василиса читает стихотворение.
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют, у на своя погода тут.
Улыбнется мама ясно и тепло,
Вот уже и солнышко в комнате взошло!
Дети возвращаются на стульчики.
Слайд 2.
- Капитошка рад, что вы столько знаете о воде и предлагает вам самим придумать фокусы с водой, чтобы удивить маму на праздник. (Дети принимают идею для новых экспериментов с водой).
Провела 13.11.2017 года.