Марина Масленникова
Конспект НОД «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ДС№11 «Теремок» город Кохма Ивановской области
Масленникова Марина Александровна
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить свойства воды : прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы;
Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе;
Публикация «Конспект НОД „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
- стимулировать познавательную активность детей.
Оборудование: стаканчики с водой и молоком на каждого ребёнка, сахар, речной песок, лед, сосуды для воды разной формы, глобус, термос, стеклышко, картинки.
Ход НОД:
Организационный момент:
- Ребята, я приготовила для вас загадки. Вы сможете их отгадать?
- Кто бежит по горным склонам
Тараторя сам с собой
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой. (Ручей)
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
- Кто всю ночь по крышам бьёт, да постукивает,
И бормочет, и идет, убаюкивает. (Дождь)
- Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
- Как вы думаете, какое ключевое слово получилось?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу,
Неподвижной быть могу.
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
И снежинка вырезная.
Вы узнали без труда,
Называюсь я … (вода)
- О чем мы сегодня будем говорить? (о воде, о её значении в жизни человека, о её свойствах)
- Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега?
Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьёт?
И всем она жизнь и цветенье даёт.
Чтоб нам о воде все – про все разузнать,
Немало учебников нужно читать,
А также различных журналов и книг
Чтоб все её тайны открылись нам вмиг.
- Как вы думаете и где можно встретить воду в природе? (В морях, речках, в океане, в луже, в дождике, снеге)
-Что такое вода? Это струйка из крана.
Это волны и шторм на морях – океанах
В запотевшей бутылке напиток в руке
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Обратить внимание детей на глобус
- Как вы думаете, что на глобусе изображено голубым цветом. (Вода – моря, океаны, реки, озера).
- Да, вода занимает большие площади, чем суша.
- А для чего нужна вода? (Пить, умываться, поливать растения, готовить, стирать, мытьпосуду, полы, купаться и т. д.)
- Какая бывает вода? (Морская, речная, холодная, горячая, теплая, газированная, дождевая и т. д.
- А что делает вода? (Льется, капает, бурлит, журчит, течет, тает, замерзает…
- Ребята, давайте подумаем, кому нужна вода?
- А для чего она нам нужна?
- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается
- Откуда вода берется? (из реки).
- Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой.
- А может кончиться вода?
- А как вы думаете, что будет, когда не станет воды? (Не сможем попить, покушать, все будет грязное, рыбки, животные, растения погибнут и т. д.)
- А сможет человек и все живое жить без воды?
- Значит, воду необходимо беречь. Как?
- Да, без воды очень плохо. Поэтому относиться к воденужно бережно.
А теперь я, предлагаю вам отправиться в лабораторию и вспомнить те свойства воды, о которых вы уже знаете и узнать новые.
- А что такое лаборатория? (ответы детей)
- А как нужно вести себя в лаборатории? (повторить технику безопасности)
- А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды :
Вправо, влево повернись,
В Лаборатории Воды окажись!
Вот мы с вами и в Лаборатории!
Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.
- Но сначала поиграем в игру «Вода – друг, вода – враг». Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и т. д., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и тд.).
-Ребята, давайте сначала с помощью опытов вспомним свойства воды, которые нам уже известны.
Опыт 1: На столе стоят 2 стакана, один с молоком, другой с водой.
Опускаем в стакан с молоком и в стакан с водой монетки. Что видим? (В стакане с водой просвечивается, а в стакане с молоком их не видно). Вместе с детьми воспитатель называет свойство воды : вода прозрачна.
Опыт 2: Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы.)
Это посуда разной формы. Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей.)
(Воспитатель наливает воду в колбу.)
- Посмотрите, форму чего приняла вода? (Вода приняла форму колбы.)
- А вода полностью заполнила колбу? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила колбу.)
- А теперь предлагаю взять формы. У всех они разные. Наполним их водой. Что происходит с формой воды? (вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Опыт 3. «В воде некоторые вещества растворяются»
- Ребята, перед вами стоят по три стаканчика с водой
- В один из них положите сахарный песок и размешайте его.
- Что произошло (сахарный песок растворился).
- А как вы думаете, что ещё растворяется в воде? (соль, порошок)
- Какой вывод после проведения этого опыта мы можем сделать?
Вода тоже может быть волшебницей.
Опыт 4
- В самом начале, мы говорили, что вода нужна всему живому. Теперь давайте убедимся в этом на опыте.
. «Вода нужна всем».
- Три дня в блюдце в намоченной марле мы держали горох, а в другом блюдце в сухой марле. Давайте проверяем, что же с ними случилось? (в одном из них появился росточек, а в другом нет).
- Как вы думаете, почему?
- Видите, ребята, вода нужна и для жизни, и для роста растений, вода нужна всем.
- А теперь я хочу вас познакомить с новым свойством воды.
Опыт 5 «Лед- это вода».
- А теперь, ребята, возьмите лёд в руки. Какой он на ощупь? (мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)
- Ребята, а что происходит со льдом? (Лёд в руках тает). А как вы думаете, почему лёд в руке тает? (Потому что руки тёплые, а лёд холодный.)
-Ребята, положите лёд на цветную бумагу. Скажите, видно ли через лёд цветную бумагу? (Да.)
- Значит, какой у нас лёд? (Прозрачный, бесцветный.)
- Теперь давайте положим лёд на тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.
Физкультминутка
- Почему лед растаял? (в группе тепло).
- Значит, был лед, растаял. Какой вывод можно сделать? (лед - тоже вода, только в твердом состоянии, по- другому лед это твердая вода).
- А в какое время года вода замерзает на улице? (Зимой.) В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную.)
- Вода может быть и твердой, когда она замерзает, то превращается в лед;
- Мы закончили эксперименты. Какие свойства воды мы повторили?
- А что узнали нового?
- Ребята, а мы сможем превратиться в волшебников? Конечно, для этого нужно только сказать волшебные слова.
Вправо, влево повернись,
Волшебство начнись.
«Маслянная лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Рефлексия.
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- А нужно ли беречь воду?
- Как мы можем это делать?