Светлана Забродина
Региональный проект «Новопавловка — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческо-исследовательский
Участники проекта :
Дети старшей группы, родители и педагоги ДОУ.
Сроки реализации проекта :
Долгосрочный
Актуальность:
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. С чего начинается Родина для малыша? Эта любовь начинается с малого – для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, поселок. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Но чтобы любить, надо знать.
Публикация «Региональный проект „Новопавловка — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились
Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания.
В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему, познание его тайн, облагораживает человека, делает его более чутким и отзывчивым.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным поселком, страной, где они живут, мы решили применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Цель проекта :
Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами культуры нашей малой родины, с бытом и историей своих предков. Формирование у дошкольников патриотических чувств.
Задачи проекта :
• дать знания детям о родном поселке, крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты;
• познакомить с именами тех, кто основал и прославил поселок;
• закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• формирование интереса к прошлому и настоящему поселка Новопавловка;
• развитие бережного и созидательного отношения к поселку (достопримечательности, культура, природа).
• знакомство детей с географическим расположением края, природными ресурсами;
• знакомство детей с традициями, трудом и бытом народа;
• воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой поселок;
• воспитывать любовь к родному поселку, краю, умение видеть прекрасное;
• организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего поселка;
• Воспитание любви к родному дому, семье, уважение к родителям и их труду.
Ожидаемый результат:
Ребенок имеет первичные представления о своей семье, родном крае (ближайшем социуме, природе Забайкальского края.
Проявляет заботу о своей семье.
Иметь первичные представления об истории родного посёлка, о людях прославивших посёлок.
Может назвать посёлок, рассказать о своём родном посёлке.
Знает название районного и краевого центра.
Знает символику Забайкальского края
Проявляет интерес к народному творчеству.
Знает представителей растительного и животного мира Забайкальского края.
Может назвать виды промышленной и сельскохозяйственной деятельности жителей посёлка и края.
Имеет представление о карте родного края.
План реализации проекта :
Первый этап – подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап – реализация проекта
Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем
Третий этап – презентация проекта
Подведение итогов работы. Анализ полученных результатов и их оценка. Итоговая диагностика.
Оформление альбома о поселке Новопавловка.
Проведение открытого обобщающего занятия «Моя малая родина».
Выставка детских работ : «Дом, в котором я живу», «Юные художники о нашем поселке».
Реализация проекта :
Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Новопавловке (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным поселком с тематикой других занятий, играми детей; создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно-туристические маршруты по поселку, начинают поисково-собирательную работу.
Целевые прогулки:
По близлежащим улицам;
В парк;
Экскурсия в краеведческий музей в средней школе;
Беседы :
1.«Новопавловка – мой родной поселок» :
2. Кухтина Г. В., Бушмелева З. Ф., Преснякова О. Н. – известные поэты нашего посёлка».
3. «Где работают наши родители».
4. «Улицы, по которым мы ходим».
Путешествие по фотографиям.
Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).
Знакомство с достопримечательностями поселка, района.
Конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего поселка».
Рассматривание картин, книг и открыток о крае.
Знакомство с историей поселка на основе материалов краеведческого музея.
Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых жителей поселка, так и известных людей, участников войн.
Непосредственно образовательная деятельность:
«Край, в котором я живу».
«Что мы знаем о промышленности нашего края?»
«Известные люди моего поселка».
Встречи с интересными людьми.
Встреча с ветераном ВОВ.
Рассказ родителей о своей профессии.
Викторина:
«Я знаю край, в котором живу».
Праздники:
«День поселка». «Город мастеров».
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Что мы родиной зовем».
Н. Забила «Путями-дорогами».
В. Степанов «Наш дом».
Ю. Ширяев «О городе моем».
Оформление альбомов:
«Достопримечательности родного поселка».
«Дом, в котором я живу».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Наша улица», «Что мы видели в музее?»
Изготовление макета поселка.
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Народные умельцы» (поделки).
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем поселке».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
месяц тема задачи
Сентябрь «Детский сад у нас хорош» Закрепить знания о детском саде, как ближайшем социальном окружении;
Учить подчинятся запретам взрослого, убирать все предметы, игрушки в строго определенное место, развивать доброжелательные отношения между детьми; создавать эмоционально положительное отношение к детскому саду и его сотрудникам;
2 блок: экскурсия по д/с (знакомство с трудом взрослых, по территории (природная зона участка, д/и «Что где лежит», «Каждой вещи свое место», беседа «Как мы занимаемся и играем в д/с», «Кто заботится о нас», беседа о летнем отдыхе, фотостенд «История детсада»
Октябрь
«Мир природы нашего посёлка, края»
Формировать представления детей о природе посёлка, Забайкальского края, об её разнообразии. Познакомить с лекарственными растениями, растениями луга, леса, водоёмов. Рассказать, что нам даёт тайга. Познакомить с растениями, которые надо охранять, Съедобными и несъедобными грибами и ягодами.
2 блок: «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
Составление кроссвордов о животных, растениях края: «Что это? Кто это?», «Зеленые ладошки земли» десант чистоты и порядка в детском саду.
Ноябрь «Моя семья» Формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за свою семью. Воспитывать желание заботятся о близких.
2 блок: составление родословной семьи (древо семьи, развлечение с бабушками, «Мы все такие разные»- Конкурс рисунков. «Уважения достойны»- Беседа о пожилых людях, Конкурс «Герб моей семьи», оформление альбома «Дом, в котором я живу».
Декабрь «Поселок, в котором я живу» Формировать первоначальные представления о родном поселке, улицах, на которой они живут (почему так называется, зданиях (администрация посёлка, больница, школа, детсады, почта, аптека, хлебопекарня). Уточнить представление о своей причастности к посёлку. Формировать представление о малой Родине для нас – это посёлок Новопавловка.
2 блок: экскурсия в краеведческий музей, Знакомство с картой – схемой «Наш – посёлок», оформление альбома «Достопримечательности родного поселка», конкурс рассказов «Биография моей улицы», фотостенд «История посёлка», д/и «Угадай, где я был», КВН «Что я знаю о посёлке», составление рассказов «Где работают наши родители»
Январь
«Край, где мы живём»
Формировать представление о Забайкальском крае (где находится, почему так называется, сколько районов). Формировать представление о населенных пунктах, находящихся в крае. Учить находить сходство и отличия между городом и поселком. Знакомство с символикой края.
2 блок: беседа «Чем отличается город и посёлок», «Красная книга области», экскурсия в библиотеку, работа с картой, слушание гимна Забайкальского края
Февраль «Кто живет с нами рядом» (знакомство с народами края)
Познакомить с национальностями, проживающими на территории Забайкальского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами.
2 блок: Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
Март «Искусство, культура Забайкальского края» Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами забайкальского края и посёлка.
2 блок: Посещение выставок, встречи с интересными людьми посёлка, чтение произведений Забайкальского писателя Г. Граубина, заучивание стихов о посёлке (автор- Бушмелева З. Ф., слушание песни о посёлке Новопавловка.
Апрель «Природные богатства нашего посёлка» Дать знания о том, чем славится посёлок (рассказать о местных полезных ископаемых, о водных объектах)
2 блок: экскурсия на разрез «Тигнинский», «Рассвет», изготовление с детьми и родителями мини-альбома «Достопримечательности нашего посёлка», работа с образцами полезных ископаемых, д/и «Кому, что нужно для работы»,
Май «Они защищали Родину» Познакомить с памятником воинам, рассказать какой дорогой ценой досталось советским людям Победа над фашизмом. Воспитывать чувство гордости за односельчан, уважение, благодарность ко всем кто защищал Родину.
2 блок: экскурсия к памятнику, возложение цветов, встреча с ветеранами, изготовление поздравительных открыток для ветеранов.
Литература.
Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Старшая группа- Мартынова Е. А., Сучкова И. М.
«Моя родина – Россия» К. Ю. Белая, М. А. Злобина.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. «Экология»-
Волочкова В. Н., Степанова Н. В.
Конспекты занятий в старшей группе «Познавательное развитие» В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Воронеж 2008 г.
Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Бондаренко Т. М.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, 2011.
Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. Л. В. Куцакова. М. : Сфера, 2006
С. Н. Николаева «Мы». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика-синтез, 2010.
О. А. Воронкевич, Добро пожаловать в экологию- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Л. Л. Мосалова. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, ДЕТСТВО- ПРЕСС,2010.
Познавательное развитие детей 5-7 лет. - Блинова Г. М.
Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. Формирование нравственного здоровья дошкольников - М. : Сфера ТЦ, 2002.