Татьяна Лесникова
Проект «Моя Малая Родина»
Проект «Моя Малая Родина»
в старшей группе «Почемучки».
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский.
Тип проекта; практически - исследовательский.
Вид проекта : Долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы «Почемучки», родители, воспитатели: Лесникова Т. Н.
Срок реализации:1 год (сентябрь-май)
Цель проекта :
Публикация «Проект „Моя Малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.
Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Задачи:
Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб;
Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, природе родного края;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
1. Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
2. Активное участие детей в различных видах деятельности (выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, литературно-музыкальном досуге).
3. Проявление чувства гордости, любви к своему городу.
Актуальность:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно- патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом. Позже приходит осознаение причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой придется стать ребенку.
Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным краем, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Проблема:
Дети знают название города, домашний адрес, c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними, мы убедились в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике. Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями. Поэтому мы разработали проект "Моя Малая Родина".
Предварительная работа:
-Формулирование целей и задач.
-Изучение методической литературы.
-Составление перспективного плана.
-Создание развивающей среды.
-Подбор игр и оборудования.
-Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
Первый этап – подготовительный
-Рассматривание фотографий и беседа на тему «Как возник наш город Кудымкар».
-Просмотр слайдов и видеоматериалов.
-Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
-Экскурсия в краеведческий музей.
Второй этап – реализация проекта
Организованная деятельность.
Цикл занятий:
История возникновения родного города.
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.
Архитектура и памятники города Кудымкара.
Цель: Расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях города Кудымкара, познакомить с архитектурными особенностями старого города и современных зданий. Воспитывать любовь к родному городу, уважение к тем людям, которые участвовали в его создании.
Наш любимый город.
Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Совместная и самостоятельная деятельность:
-Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».
- Изготовление макетов домов города.
-Составление коллажа «Улицы нашего города».
-Выставки «Родная природа», «Городские достопримечательности» - пластилинография.
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры.
-Построим улицу города.
-Наш театр.
-Строительство нового дома.
-Экскурсия по городу.
Дидактические игры.
-Лото «Наш город».
-«Выложи герб из фрагментов».
-«Где находится памятник?».
-«Путешествие по городу».
Создание уголка «Мой город родной».
-Фотоальбом «Достопримечательности нашего города».
-Альбом «Наш любимый детский сад».
-Панно «Герб города» (при участии родителей).
-Карта - схема «Дорога в детский сад».
-Фотографии «Мой дом и улица, на кторой я живу».
-Альбом детских рисунков «Моя малая Родина».
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Что мы родиной зовем».
Н. Забила «Путями-дорогами».
В. Степанов «Наш дом».
В. Болдинов «Земля любимая моя….»
Аппликация "Новые дома на нашей улице"
Разучивание стихов о родном городе.
Экскурсии к местам ближайшего окружения
Работа с родителями :
Консультация «Знакомим детей с родным городом».
Изготовление макетов зданий.
Совместная деятельность по изготовлению альбомов по теме.
Третий этап – подведение итогов проекта
Интегрированное занятие "Мы живем в г. Кудымкаре"
Выставка работ детской деятельности.
Планируемый результат реализации проекта :
Воспитательная ценность:
У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.
Познавательная ценность:
У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объём знаний детей об истории возникновения родного города.
Планирование непосредственно – образовательной деятельности:
Сентябрь.
1. Целевая прогулка по близлежащим улицам.
2. Знакомство с Коми –Пермяцкими пословицами, поговорками, загадками.
3. Беседа об истории возникновения родного города. Презентация.
4. Рассказ – беседа о том, как давали названия улицам.
Октябрь.
1. Разучивание Коми-Пермяцких песен «Бабушка-баба», «Ашын одз чечча»
2. Беседа о городском транспорте.
3. Дорожные знаки.
4. Учреждения города.
Ноябрь.
1. Памятники родного города.
2. Лепка «Достопримечательности города – Кудымкара».
3. Наши права.
4. День матери. Описательный рассказ «Моя мама работает…»
Изготовление подарков – матерям, конкурс рисунков «Мама, мама, мамочка».
Декабрь.
1. Путешествие в прошлое. (Город сегодня, город вчера).
2. Архитектура родного города.
3. Игра – викторина «Знаешь ли ты свой город?»
4. Беседа с детьми о районе, где они живут (Заболотная, Восточный, Быстрый, Филичи)
Д/игра «Узнай, где я нахожусь?»
Январь.
1. Изготовление альбома «Мой любимый город Кудымкар»
2. Лепка из соленого теста (Шанежки картофельные, из крупы, пирожки с грибами и пистиками).
3. Игровое занятие. Д/игра «Наш город», "Что покажем гостям Кудымкара?"
4. Пополнение развивающей среды (Оформление уголка для кукол в Коми-Пермяцком стиле)
Февраль.
1. Беседа о названиях улиц города. Работа с картой.
2. Целевая прогулка в музей на масленицу.
3. Беседа о названии улицы «Героев Коми-Пермяков»
4. Заучивание Коми-Пермяцких стихов «Миян город», «Кор ме быдма».
Март.
1. Драматизация сказки «Оша-Миша и его стряпухи» (Для детей других групп и родителей)
2. Выставка кукол Коми-Пермяцкой мастерицы Т. Н. Надымовой.
3. Беседа о названии улицы «Ленина В. И.»
4. Аппликация «Укрась сарафан Коми-Пермяцким орнаментом»
Апрель.
1. Мастер-класс по изготовлению кукол с родителями и детьми. (Мастерица Т. Н. Надымова)
2. Чтение Коми-Пермяцких сказок.
3. Презентация «Кудымкар-в старину и сейчас»
4. Разучивание Коми-Пермяцких народных игр.
Май.
1. Экскурсия на аллею героев Коми-пермяков.
2. Беседа-презентация «Герои – защитники отечества» (о людях – героях, защищавших наш город во время ВОВ).
3. Экскурсия в музей.
4. Викторина – конкурс знатоков родного города. Брейн – ринг «Мой родной город Кудымкар».
5. Посещение исторических мест города (совместно с родителями) «Вечный огонь».
6. Бессмертный полк (совместно с родителями).