Гульназ Салахова
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной, необходимо применить проектный метод. Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием ее целей; заинтересованностью родителей. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.
Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Содержание проекта может варьироваться в зависимости от познавательного интереса дошкольников.
Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Содержание программы было решено расширить за счет использования парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохиной А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н. и др. и разработать проект «Моя малая Родина» для детей подготовительной группы, чтобы обеспечить региональный компонент по данному разделу.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Тема проекта : «Моя малая Родина».
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель - Салахова Гульназ Мингазиевна; старший воспитатель – Чаплыгина Жанна Леонидовна; инструктор по физической культуре – Нестеренкова Оксана Анатольевна; музыкальный руководитель – Старкова Наталья Николаевна.
Вид проекта : краткосрочный, групповой, творчески-поисковый. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Сроки реализации: с 11 – 22 ноября.
Цель проекта :
• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности семье, родному дому и городу, воспитание гражданина и патриота своей страны;
• воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
• воспитание чувства гордости, чувства ответственности за судьбу посёлка, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи проекта
Для детей:
• воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, поселку Некрасовский и городу Дмитрову;
• формировать представление о поселке Некрасовский Дмитровского района, как часть России: истории, символике, достопримечательностях, традициях, труде и быте горожан;
• пробудить у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями, культурой и др. ;
• подвести детей к пониманию, что наш Дмитровский район и поселок Некрасовский является частицей большой Родиной – России; познакомить детей с символикой Дмитровского района и поселка Некрасовский: гербом, флагом, гимном;
Для родителей :
• привлечь родителей к участию в реализации проекта (через создание библиотеки, макета «Мой городок», стенгазеты «Где мы любим отдыхать!», через создание тематических альбомов с фотографиями «Дмитровский край» и «Мой городок»; участие в акции «Синичкин день» и физкультурном досуге «Наша Родина – Россия»;
• поддерживать интерес, чувство гордости, любви и уважения у дошкольников к своей «малой Родины».
Прогнозируемые результаты проекта
Для детей:
• повышение качества уровня знаний во время организованной образовательной деятельности;
• развитие положительной динамики в развитии интереса к социальному окружающему миру;
• активизация познавательной деятельности в жизни детей;
• проявление творческого, патриотического самовыражения;
• расширение знаний детей и родителей о родном городе и крае, их обычаях и
культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
Для родителей :
• повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
• улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
• творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Дети должны знать и называть:
• герб, флаг, гимн России, столицу;
• герб, флаг, гимн Дмитровского района и поселка;
• дети знают название посёлка, имеют сведения о его возникновении, проявляют интерес к его истории, его традициям;
• называют некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан;
• называют некоторые достопримечательности родного города/поселения;
• знают, что в посёлке проживают люди других национальностей, имеют представление о их быте и традициях;
• проявляют познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищут способы определения свойств незнакомых предметов;
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Определение участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов;
2. Диагностический, исследовательский характер (наблюдение, беседы).
3. Изучение материалов по родному краю, поселку.
4. Сбор и систематизация информации:
- географическая карта Дмитровского района, пос. Некрасовский;
- символика города;
- предметные и сюжетные картинки, флорой и фауной края,
- предметы быта народов;
- дидактические, подвижные игры;
- загадок, пословиц, занимательных упражнений;
- фотоальбомы.
5. Подбор и планирование материала, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей и его соответствие данного материала комплексно-тематическому планированию.
6. Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
7. Включение данного проекта в локальный компонент рабочей программы.
8. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы, исследование изменений интеллектуальных и личностных качеств детей, путем наблюдений за ребенком и бесед.
9. Составление рекомендаций для педагогов и родителей по использованию современной художественной детской и методической литературы для воспитания любви к «малой Родине».
10. Публичный отчет о результатах реализации проекта на педсовете ДОУ.
Приложение №1
Перспективного плана работы по реализации проекта.
Направления
работы Содержание деятельности Сроки реализация
Работа с детьми - Беседы (приложение№2) :
• «История города». Цель: уточнить и расширить знания о родном городе. Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Дмитрова. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю.
• «Улицы моего города». Цель: познакомить детей с определением «Малая родина – мой дом, двор, улица. Рассказать об истории главной улицы города. Дать представления об улицах нашего города, и о том, что они имеют названия.
• «Путешествие по родному поселку Некрасовской». Цель: Закрепить и обогатить знания детей о родном селе, его достопримечательных местах. Воспитывать любовь к родному селу. Развивать мышление, творческое воображение, зрительную память, грамматически правильную речь.
• «Моя малая Родина». Цель: воспитывать любовь к родному краю, вызвать у детей чувство гордости за свой посёлок; познакомить детей с достопримечательностями поселка, закрепить с детьми адрес, учить называть свою улицу и номер дома; обогащать словарный запас детей.
- Чтение художественной литературы (приложение №3) :
• Рассказ М. Пришвина “Моя Родина”. Цель: уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
• Рассказ Н. Носова «Фантазеры». Цель: развивать у детей интерес к чтению художественной литературы. Учить анализировать текст произведения. Прививать детям доброту, честность, трудолюбие. Развивать у детей чувство юмора, творческое воображение.
• Рассказ К. Ушинского «Наше отечество». Цель: развивать у детей интерес к чтению художественной литературы; уточнить и расширить знания учащихся о Родине; прививать любовь к природе; развивать патриотизм.
• Заучивание стихотворений о родном городе, Родине.
• Заучивание пословиц, поговорок, загадок на тему: «Моя малая Родина».
- Организованная образовательная деятельность детей (приложение №4) :
• Аппликация: «Строим дом многоэтажный». Цель: познакомить детей со способом модульной аппликации; формировать умение планировать свою работу и осуществлять замысел; развивать чувство композиции.
• Рисования: «Гжельская посуда» (Роспись гуашью). Цель: продолжать знакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – гжелью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи и украшать шаблоны посуды простейшими видами растительных орнаментов. Продолжать учить смешивать синюю и белую краску для получения голубого цвета. Воспитывать любовь к народному творчеству.
• «Наша – планета Земля». Цель: углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
• Лепка: «Строительство дома». Цель: формировать у детей умение лепить дом из столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой; закреплять умение пользоваться стекой; развивать воображение и творчество про создании поделки; продолжать учить детей понимать и анализировать содержание стихотворения.
• Конструирование: «Дома на нашей улице». Цель: учить передавать образ улицы на которой живёт ребёнок; уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем.
• ООД: «Моя малая Родина». Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – поселке Некрасовской. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство; продолжать знакомить с поселком Некрасовским; продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация); продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
• Коммуникация «Мой город — моя малая Родина». Цель: развитие речи, обучение составлению рассказов; раскрытие понятия «город»; знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний о памятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с
устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.
- Сценарий физкультурный досуг (приложение №8)
• «Наша Родина – Россия!». Цель: закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, гимн, герб; воспитывать патриотические чувства любви к своей Родине – России, к родному городу, создать положительное эмоциональное настроение у детей; совершенствовать двигательные умения и навыки при выполнении основных видов движений.
- Игровая деятельность:
• Дидактические игры:
• «Узнай и назови герб». Цель: закреплять знания детей о гербе, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов.
• «Что такое хорошо, что такое плохо». Цель: развивать умение оценивать поступки детей, воспитывать желание поступать хорошо.
• «Знаешь ли ты свой город?». Цель: закреплять знания детей о своем родном городе, умение называть и показывать достопримечательности города.
• «Назови ласково». Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
• Сюжетно – ролевые игры: «Дом, семья». Цель: совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
• «Детский сад». Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
• «Школа». Цель: расширять знания детей о школе. Воспитывать справедливые отношения. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
• «Магазин». Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ноябрь
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
в течении
реализации проекта
Работа с родителями - Беседы с родителями с целью выявления отношения к родному городу.
- Помощь в создании библиотеки (подборка книг, картинок о г. Дмитрове, о городке).
- Оформление стенгазеты: «Где мы любим отдыхать!» (приложение №14);
- Фотоотчет физкультурного досуга «Наша Родина – Россия!» (приложение №7);
-Создание фотоальбомов: «Мой городок» (приложение №11, «Дмитровский край» (приложение №12);
- Организация и проведение фотосъемок.
- Консультации: Мой город - моя малая Родина.
- Участие в акции: «Синичкин день» (приложение №13);
- Помощь в создании макета «Мой городок» (приложение №5);
- Выставка детского творчества (приложение №6);
- Презентация «Дмитровский край, в котором я живу» (приложение №9);
- Презентация «Где мы любим отдыхать!» (приложение №10).
Ноябрь
в течении
учебного года
Сотрудничество с социумом 1. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию на месяц.
2. Организация выездных занятий в ИУМЦ г. Дмитрова (в течение учебного года).
3. Проведение тематических, познавательных игр-занятий.
4. Организация просмотра тематических видеофильмов.
5. Проведение тематических, познавательных игр-занятий сотрудниками МАДОУ.
6. Консультационный материал для педагогов.
в течение учебного года
Методическое сопровождение - организация предметно-развивающей среды для осуществления нравственно-патриотического воспитания дошкольников: макет городка, картинки о г. Дмитрове;
- подборка и создание картотеки дидактических игр по теме: «Моя малая Родина»;
- подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Моя малая Родина»;
- конспекты ООД, бесед.
- сценарии праздников, досугов и развлечений.
- консультационный материал для родителей
в течении
реализации проекта
Вывод:
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.