Елена Барсукова
Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение звукопроизношения у логопедических детей тесно связано с несформированностью фонематических процессов и, прежде всего фонематического слуха. При этом очень важно педагогам и родителям следить за своим четким, выразительным произношением слов, фраз. Речь взрослого не должна быть торопливой, невнятной, затухающей к концу слов, фраз. Очень важно проговаривать окончания слов, т. к. у детей с нарушенным фонематическим слухом также недостаточно развито слуховое внимание и искаженное восприятие собственной речи и окружающих.
Публикация «Речевые упражнения для развитие фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Большой этап работы в логопедической работе отводится вызыванию (постановке) звука. А затем, когда звук уже произносится нормировано, начинается длительный период автоматизации (постепенного введения нового звука в речь).
Ответственным этапом работы в этом направлении является автоматизация звука в стихах и чистоговорках. Эта работа всегда вызывает у детей интерес (особенно веселят шутки, небылицы, желание повторять, подражать учителю, проговаривать четко и выразительно, стараться запомнить. И здесь важен правильный подбор речевого материала : с одной стороны насыщенный изучаемым звуком, а с другой стороны, не должен содержать тех звуков, которые у ребенка еще отсутствуют (за единичным, может быть, исключением, когда других вариантов нет) Это вселяет в ребенка уверенность, создает эффект «чистой речи», и в тоже время не отвлекает его от дефектных звуков.
Вот примеры авторских речевых упражнений в виде чистоговорок на закрепление наиболее трудных и часто нарушаемых детьми звуков.
*(Можно использовать к стихам картинный материал, а также сопровождать пальчиковыми играми)
Чистоговорки на СВИСТЯЩИЕ:
са-са-са – вот идет лиса
со-со-со – она видит колесо
са-са-са – и подумала лиса:
су-су-су – «колесо домой снесу»
сы-сы-сы – укатилось от лисы
ас-ас-ас - Саня ест ананас
ос-ос-ос - Соня ест кокос
ус-ус-ус - Соня поливает кактус
ыс-ыс-ыс - Саня пьет кумыс
ус-ус-ус - Соня любит мусс
за-за-за – на лугу коза
зу-зу-зу – вы не видели козу?
зы-зы-зы – много дела у козы
за-за-за – молоко дает коза
ца-ца-ца – пасется овца
цу-цу-цу – мы заметили овцу
цы-цы-цы – есть ягнята у овцы
це-це-це – листик мы дадим овце
ца-ца-ца – не боится нас овца
Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)
*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)
– са-са-са у Сони длинная ко….
– сы-сы-сы у лисы есть у….
– ос-ос-ос Стас купил ко…
– сы-сы-сы у мамы на шее бу…
– са-са-са в сад залетела о…
– за-за-за у забора стоит ко…
Чистоговорки на ШИПЯЩИЕ
аш-аш-аш – на поляне шалаш
ше-ше-ше – сидит Даша в шалаше
ша-ша-ша – ест кашу неспеша
ыши-ыши-ыши – заглянули в гости мыши:
шей-шей-шей – «Угости нас Даша кашей»,
ши-ши-ши- – «Ешьте кашу малыши!»
жа-жа-жа – я увидела ежа
жу-жу-жу – молока даю ежу
жи-жи-жи – набежали тут ежи
жу-жу-жу – на ежей я погляжу
жа-жа-жа – есть иголки у ежа
жи-жи-жи – убежали все ежи
ча-ча-ча – на печи стоит свеча
чу-чу-чу – молоточком постучу
чи-чи-чи – в печи пекут калачи
чу-чу-чу – я чайник кипячу
Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)
*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)
– ши-ши-ши на болоте камы….
– шка-шка-шка на окошке спит ко…
– шка-шка-шка на диване лежит поду…
– шку-шку-шку кошка поймала мы….
– шок-шок-шок Паша несет ме…
– шу-шу-шу Маша любит ка.
Чистоговорки на СОНОРНЫЕ ЗВУКИ
ла-ла-ла – кукла Мила мала
лу-лу-лу – я одела куклу
ла-ла-ла – с куклой я гулять пошла
ло-ло-ло – в новой шубке ей тепло
ла-ла-ла- – Мила молоко пила
лы-лы-лы – Мила подмела полы
ло-ло-ло – стало в комнате светло
ра-ра-ра – рано встала детвора
ра-ра-ра – горку строили с утра
ры-ры-ры – мы прокатимся с горы
ру-ру-ру - дети играли в игру
ра-ра-ра – очень рада детвора
ор-ор-ор – ворона села на забор
ар-ар-ар – ворону увидел Захар
ро-ро-ро – уронила ворона перо
ар-ар-ар – перо подобрал Захар
ор-ор-ор – Захар украсил ковер
ран-ран-ран – на горе стоит баран
рох-рох-рох – в огороде рос горох
уры-уры-уры – горох склевали куры
ор-ор-ор – в лесу вырос мухомор
ру-ру-ру – будет зонтик муравью
тёр-тёр-тёр – разжигаем мы костёр
бры-бры-бры- хатку строили бобры
ар-ар-ар - мы ходили на базар
ар-ар-ар - мы купили самовар
ор-ор-ор - мы ходили в бор
ор-ор-ор - в бору вырос мухомор
род-род-род - мы ходили в огород
род-род-род - урожай собрал народ
ур-ур-ур - видели я в деревне кур
ран-ран-ран - на горе стоял баран
рот-рот-рот – огород нам вырыл крот
Речевые упражнения «Повтори моё, добавь своё» (слово)
*(можно с использованием опорных предметных картинок, но при этом, последнее слово ребенок без словесных подсказок отыскивает сам)
– ла-ла-ла подметала пол мет…
– ол-ол-ол Гала купила сто…
– лу-лу-лу в нитку вдели иг…
– ло-ло-ло у лодки есть вес…
– ор-ор-ор папа починил за…
– ар-ар-ар пожарный тушил по…
– оры-оры-оры в огороде растут поми…
– фёр-фёр-фёр грузовик ведет шо…
– яр-яр-яр стены покрасил ма.
– ор-ор-ор…. на дороге свето…
– ру-ру-ру в зоопарке кенгу….
– ер-ер-ер по морю плывет ка….
Использование подобных рифмовок, чистоговорок способствует значительному улучшению фонематического слуха ребенка, повышению качества артикуляционных, звукопроизносительных навыков и в итоге, общей эффективности коррекционной работы логопеда с детьми.
Литература:
1. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. : Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От звука к слову».-М. Издательство «Ювента», 2007.
2. Лукина Н. А., Никкинен И. И. «Научите меня слышать» (Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, СПб. : «Паритет», 2003.
3. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. «Основа логопедии», М. : «Просвещение», 1989.
4. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М. : «Институт практической психологии», 1997.