людмила подсевалова
Речевые игры с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры с детьми 4-5 лет
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Темочки:
Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Цель игры. Учить ребенка называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо, развивать творческое воображение, сообразительность.
Ход игры. Можно играть семьей. Взрослый, обращаясь к сидящим, говорит: «Сегодня мы поиграем в такую игру. Тот из вас, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!» Выбирают водящего, он выходит.
Взрослый изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Все отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Все изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, взрослый предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Кто в домике живет?
Цель игры. Закрепить знания ребенка о животных, умение правильно произносить звуки.
Ребенок строит себе из стульев домик. Взрослый говорит ребенку, что он будет находиться в домике и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. После этого он стучит в домики говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Ребенок отвечает: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Взрослый отгадывает, кто же в домике живет.
Если ребенок произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, взрослый просит их повторить. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.
Сколько?
Цель игры. Развивать слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять детей в счете.
Ход игры. Взрослый предлагает послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут,
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Взрослый спрашивает, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей? Сейчас много детской литературы с загадками, заданиями для детей, так что подобрать интересный материал можно самостоятельно.
Так бывает или нет?
Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры. Обращаясь к ребенку, взрослый объясняет правила игры : «Сейчас я буду о чем-то рассказывать. В моем рассказе надо заметить то, чего не бывает и сказать, почему так не может быть.
Примерные рассказы:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех. Также можно использовать ситуации в быту, на прогулке.
Развитие воображения способствует раскрытию личностных особенностей, творческих способностей, поощряет речевое высказывание ребенка. Поправлять ребенка следует очень тактично и ненавязчиво, давая речевые образцы и отмечая его успехи.