Виктория Данилина
Речевые игры с детьми. Советы логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические игры для старших дошкольников
Из опыта работы учителя-логопеда Данилиной В. А
ГБОУ Школа №1454 «Тимирязевская»
ДОП «Костякова»
Г. Москва
Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес.
Публикация «Речевые игры с детьми, Советы логопеда» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2018
Игры и игровые упражнения являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные решения.
Именно логопедическая игра создает благоприятные условия для активизации речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста не зависимо от того есть ли у них речевые проблемы.
Программа 1 класса начальной школы в качестве одной из главных целей подготовительного устного курса русского языка называет формирование у младших школьников основных речевых навыков и умений.
Вот поэтому на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду необходимо постоянно учитывать тесную взаимосвязь задач и целей обучения пополнять, уточнять и активизировать словарный запас дошкольников в пределах лексических тем, формировать навыки правильного произношения слов и их форм; совершенствовать навык образования новых слов; построения словосочетаний и предложений; развивать умение слушать и понимать речь педагога; строить монологическую и диалогическую речь в пределах тем, близких жизненному опыту детей.
При планировании хода занятий по развитию речи рекомендуется постоянно использовать разработанную картотеку логопедических игр, направленных на развитие речевого слуха, памяти, внимания.
Лексические навыки
«Кто больше?»
Кто больше вспомнит слов по теме «Школа», («Осень», «Учебные вещи») и не сделает при этом ни одной ошибки.
«Продолжай»
Я начинаю, а продолжает тот ребенок, которого я назову.
Звери- волк…. Времена года- осень…. Один, два…. Красный….
«Где мы были - не скажем, а что делали-покажем»
Сейчас кто-то из ребят выйдет на минуту из группы, а мы договоримся какое действие ему загадаем. Когда водящий вернется, он скажет: «Здравствуйте, дети! Где вы были? Что вы делали? Все хором ответят: «Где мы были - не скажем, я что делали-покажем». Движения подсказывают какое слово загадали.
«Четвертый лишний»
Какое из слов лишнее и почему? (пенал, ручка, кукла, карандаш и т. д)
«Кто я?»
Скажи кто я, если лечу людей, учу детей, строю дома и т. д
«Слово на картинке»
Рассмотрите картинки. В каждой спряталось одно из слов, которые вы сейчас услышите. (Большой, маленький; грязный, чистый; стоит, сидит; ученик, ученица; яблоня, яблоко; мяч, мячик)
«Умеешь ли ты сравнивать?»
Правильно ли говорит Незнайка?
«Кубик маленький, а волчок синий», «репка большая, а яблоко красное»
«Слова – наоборот»
Подбери слова – наоборот по этим рисункам (черный – белый, большой –…., чистый –, смеется –).
«Слова – друзья»
Подбери слова, близкие по значению (аккуратный – чистый, огромный – большой, крохотный - …. торопится - ….)
«Говорящие названия»
Почему такое название получили слова? (учитель – учит детей; строитель - …., самолет -, пылесос -, мясорубка - …., хлебница -, и т. д)
Орфоэпические навыки
«Волшебное зеркальце»
Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой – повторяй – ка все за мной! (повторение за педагогом звуков, слогов, слов, фонозарядок – рифмовок).
«Скажи, как мышка, ….»
Вместе с нами новые слова учат сегодня герои этих сказок. Как сказали бы эти слова Мишка? Лисичка? Маленькая мышка?
«Телеграфисты»
Вы хорошо запомнили новое слово? Теперь попробуйте передать его «телеграммой». Сколько слогов в слове, столько раз хлопните в ладоши. Хлопним в ладоши и проговорим каждый слог. Далее выделяем ударный слог – более сильным хлопком и голосом, проверка – целостное произнесение слова.
«Строители»
Составление слов и звуковых схем по первым звукам предложенных слов.
(Шкаф, карта, остров, лампа, астра – школа)
Это могут быть «Живые слова». Педагог говорит слово – шкаф. Ребенок произносит правильно первый звук «ш». Рассказывает о нем: звук «ш» согласный, всегда твердый, глухой. Становится этим звуком и т. д.
Когда все «звуки» рассказали о себе и построились в слово. Произносится слово - школа. Определяются количество «звуков»; «гласные звуки» и слово делится на слоги. Произносится по слогам с выделением ударного слога.
«Угадай слово по слогу»
Угадайте слово по первому слогу (у – учитель, ученик; ма – мама, матрешка;, по последнему слогу (обозначает цвет, кончается на слог –ный).
«Звук повторяется»
Какой согласный звук повторяется во всех этих словах (мяч, волчок, хочу?
«Поймай звук»
Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком «г» (корка, горка, книга, книжка). Повторите эти слова.
«Что в слове изменилось?»
Сейчас вы услышите в рифмовках пары слов, которые будут отличаться только одним звуком. Нужно услышать такую пару и сказать, какими звуками отличаются.
Коля был сегодня рад: не подвел свой первый ряд.
Аист, аист, длинный нос, ты куда лягушку нес?
Мы открыли в погреб люк и достали горький лук.
«Звук заблудился»
В шуточном стихотворении описываются смешные истории. Послушайте внимательно. Скажите, какой звук попал не в свое слово? Каким звуком его нужно заменить, чтобы все получилось правильно? Какое слово тогда выйдет?
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
На виду у детворы крысу красят маляры.
Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.
Синее море перед нами, летают майки над волнами.
«Угадай слово по звуку»
Угадайте слово, если его первый звук «зь», последний «а».
Угадай слова по теме «Осень» : первый звук «д», последний «дь».
«Другой звук – другое слово»
Замени гласный звук так, чтобы получилось новое слово (стол – стул).
Замени первый согласный звук так, чтобы получилось новое слово (врач – грач, тучка – ручка).
Замени последний согласный звук (мял – мяч)
«Кто в домике живет?»
В этом домике живут герои сказок. Из этого окошка обычно выглядывает тот, чье имя начинается на «мь», а из этого – та, чье имя начинается на «м» (Медведь, Мышка). Открой окошко, проверь, правильно ли ты угадал.
Грамматические навыки
«Один – много»
Я назову слово, обозначающее один предмет. Вы повторите это слово, а потом измените его так, чтобы предметов стало много (крыло – крылья, стол – столы и т. д)
«Кто это, что это?»
Разберитесь со звуками и голосами. Тик – так (идут часы, ку –ка- ре- ку (поет петух, чик – чирик (чирикает воробей, ав – ав (лает собака).
«Добавь слово»
Я назову действие. Повторите его. Подумайте, какие подходящие по смыслу слова вы можете к нему добавить. В каком ряду таких слов будет больше? (Я рисую….; я взяла…; я чищу….; он поставил, она поставила, они поставили)
«Что я знаю зеленое?»
Ну – ка подскажите: зеленый лист, зеленое яблоко, зеленая краска и т. д
А что большое? Круглое? Доброе?
Что едет? Что ползет? Что лежит?
«Так бывает или нет?»
Буратино и Незнайка придумывают предложения. Слушайте внимательно. Если все правильно – повторите, если ошибка – промолчите. (Птица летит. Кошка летит. Медведь летит. Самолет летит. Время летит.)
«Из короткого длинное»
Сейчас вы услышите короткое предложение. Повторите его и добавьте еще одно или два слова. (Аня идет. Аня идет в садик. Аня идет в детский садик. Аня идет в детский садик с мамой.)
«Угадай, что делают»
Вот несколько рисунков. Расскажите кого и что вы видите. Как подписать эти рисунки.
«Задумай время года»
Сможете ли вы угадать, какое время года загадала Маша. Вы можете задать Маше 2 – 3 вопроса.
Например: На дворе холодно или жарко? – Холодно.
Дети катаются на санках? – Нет.
Трава желтая или зеленая? – Желтая.
Это осень.
«Рассеянный художник»
Художник нарисовал красную траву, синие деревья и кусты, желтого зайца и зеленого колобка. Вам нравится этот рисунок? Чтобы вы изменили?
(Так же – работа по рисунку, совмещающему признаки времен года).
Умение аудировать
Игры из серии «Слушай и выполняй», «Слушай и запоминай», «Слушай и отвечай».
«Веселые физкульминутки»
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать, весело скакать,
Потянувшись, глубоко дышать.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сели – тоже покажем, крылья сложили назад.
«Самый внимательный»
Я буду называть предметы, а вы должны показать, где что находится и рассказать.
Например: Шкаф находится у стены, в правом углу группы.
«По рисунку слово»
Вот три рисунка. В каждом спряталось одно из этих слов: говорит, шепчет, кричит; дом, домик, домище; идут, бегут, шагают.
«Эхо»
Дети пришли в лес на прогулку. Слушают, что им рассказывает воспитатель. А за ними бродит маленькое любопытное эхо. Тоже слушает и повторяет последние слова, то одно, то другое предложение. Я буду читать рассказ, а вы, как эхо, будьте готовы повторить слова (первое, последнее в предложении; последнее предложение.)
«Какое слово повторялось дважды?»
Мальвина повторяет все слова, которые выучила. Очень старается ни одно слово не забыть, поэтому некоторые слова проговаривает дважды. Послушайте, какие слова повторяются дважды?
Кубик, самолет, кораблик, кукла, самолет, мяч.
Весна, трава, солнышко, весна, ручьи.
Летает, лечит, строит, работает, плавает, танцуют, работает.
«Отвечай тем же предложением»
Сейчас я буду задавать вам разные вопросы. Вы должны отвечать одним и тем же предложением: Сегодня мы идем на экскурсию.
Когда будем повторять это предложение, каждый раз голосом выделяйте то слово, которое и превратит в ответ на мой вопрос.
Куда вы собрались? – Сегодня мы идем на экскурсию.
Вы идете или едите? – Сегодня мы идем на экскурсию.
Кто это собрался на экскурсию? – Сегодня мы идем на экскурсию.
Когда вы идете на экскурсию? – Сегодня мы идем на экскурсию.
«Узнай, какой»
Вот гномики: веселый, сердитый, больной, удивленный. Все они повторяют одни и те же слова: Ай- ай- ай! Ой- ой-ой! Ох- ох- ох! Ах – ах –ах!
Слушайте и отгадывайте, какой из гномиков когда говорил.
Будьте готовы повторить за каждым гномом.
«Подскажи словечко»
Что за месяц угадай?
Месяц ….
Что в стакане, угадай?
Сладкий …
Что мы пели, угадай?
Кара…
Что нам пели, угадай?
Баю - …
«Я начну, а ты продолжай»
Я начну читать рассказ, а ты его закончи.
Например: Очень хотела Маша приготовить маме подарок к 8 марта. Она взяла кисточку, краски и альбомный лист. Продолжай ….
«Это правда или нет?»
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га – га - га – пел соловей.
Умение говорить
«Угадай сказку по словам»
Какую сказку я загадала, если в ней есть слова: дед, баба, била – била, упало, разбилось? А какие слова, без которых сказка не получится, я забыла сказать? Расскажите сказку.
«У нас в гостях почемучки»
Скоро к нам в гости придут малыши – почемучки. Им все интересно. Сможете ли вы ответить на все их вопросы. Работа в парах. Один ребенок задает вопрос, второй отвечает.
«Строчка за строчкой – строчки цепочкой»
Заучивание стихотворений, рифмовок, при чтении которых отрабатывается темп, тембр, высота и сила голоса.
Например: Капля раз … Капля два …
Капли медленно сперва:
Ка-а-ап. Ка-а-ап …Ка- а-ап
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять:
Кап – кап – кап – кап!
Зонтик поскорей раскроем:
От дождя себя укроем!
Была тишина, тишина, тишина ….
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше ….
Наверно сейчас барабанить он станет?
Уже барабанит! Уже барабанит!
(А. Шибаев)
«Рисунки запоминайки»
Выучить стихотворение вам помогут рисунки. Слушайте стихотворение. Разложите рисунки по порядку. Стихотворение повторяется по строчке. Дети находят рисунок. Повторяют строчку. Все рисунки выстраиваются. Дети рассказывают стихотворение.
Например: Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез? (рис.)
Я привез цветные книжки (рис.)
Пусть читают ребятишки (рис.)
Я привез карандаши (рис.)
Пусть рисуют малыши (рис.)
«Письмо»
Пришел к нам в гости зайчонок. Получил он письмо от друга, но в письме растаявший снег размыл некоторые слова. Помогите зайчонку прочитать письмо.
«Дорогой, зайчонок! Как у нас весело! Зима – то какая снежная! Построили мы горку, чтобы ….» О чем же хотел рассказать зайчонку друг?
Продолжи рассказ.
Игры на развитие фонематического слуха
«Определи первый звук в слове»
1 вариант
У детей карточки с предметными картинками. Ведущий произносит звук. Дети поднимают карточки, названия которых начинаются этим звуком.
2 вариант
Ведущий произносит слово. Дети первый звук.
3 вариант
На карточках от 4 до 6 предметов. Назвать предметы, которые начинаются определенным звуком.
Например: на картинке (шапка, жук, шишка, жираф, шкаф) Назвать предметы, которые начинаются звуком –ш-.
«Цепочка слов»
Сегодня мы будем составлять цепочку из слов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш – школа …
«Найди место звука в слове»
1 вариант
На доске 3 карточки, на которых нарисованы: автобус, платье, книга.
Дети называют предметы и произносят одинаковый звук, который слышится в названии предметов, определяют место звука - а – в словах. Начало, середина, конец слова.
2 вариант
Каждый ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.
3 вариант
Подбери слово к схеме.
На звуки с-ш
Дети получают предметные картинки. Ведущий показывает схему расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине слова)
4 вариант
Получив карточку со схемой, ребенок подбирает 3 слова со звуком –с – или –ш-, ориентируясь на закрашенный квадрат.
«Собери букет»
Сегодня мы будем составлять букеты из цветочков разного цвета. В вазе на которой изображен ландыш, должны быть цветы такого цвета, в названиях которых есть звук – л-. В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы, в названиях которых есть звук –р-.
«Найди пару»
Этот диск разделен на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого отличается одним звуком.
Например: мишка – миска
коза – коса
трава – дрова
крыша – крыса
«Построим пирамиду»
Слова бывают короткими и длинными.
1 вариант
Дети составляют пирамиду из слов, определяя количество звуков.
1 ряд – слова, состоящие из 3-х звуков (мак, кот, сом)
2 ряд – слова, состоящие из 4-х звуков (лиса, ваза, утка)
3 ряд – слова, состоящие из 5-ти звуков (сумка, шапка, груша)
2 вариант
Дети составляют пирамиду из слов, определяя количество слогов.
1 ряд – слова, состоящие из одного слога (мак, рак)
2 ряд – слова, состоящие из двух слогов (лиса, утка, сумка)
3 ряд – слова, состоящие из трех слогов (машина, самолет)
«Включи телевизор»
Чтобы включить телевизор и увидеть изображение на экране, нужно определить первый звук в словах – названиях картинок. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране появится соответствующий предмет.
Например: (кошка, ослик, мак) – ком; (ключ, обруч, топор) – кот
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что в понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, к ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Литература: Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи.
А. А. Столяр Давайте поиграем.
Л. А. Шкатова Подумай и ответь.
В. Г. Дмитриева 1000 упражнений от слова к звуку.