Аида Никульникова
Речевые игры со скрепками с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Речевые игры со скрепками с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Речевой и двигательный центр расположены рядом в коре головного мозга, отсюда вытекает связь между осязанием и развитием речи. Поэтому для большей эффективности лучше сочетать игры для мелкой моторики с играми для речевого развития детей. Совмещение мелких движений пальцев и кистей рук с проговаривания текста, стихов и ответами на вопросы способствует обогащению словаря, формированию фонетико- фонематических категорий речи, грамматического строя речи и развитию связной речи ребёнка
Основная цель дидактических игр с канцелярскими скрепками :
-развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
- формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета и размера;
-автоматизировать правильное произношение звуков в словах;
-закреплять навык счёта;
-развитие быстроты мышления;
-воспитание усидчивости.
Игры можно использовать как в детском саду, так и дома.
Желательно, чтобы материалы, используемые в игре, были безопасными для детей. Для этой цели больше подойдут пластиковые скрепки. Игровые карточки лучше заламинировать, так они будут дольше использоваться.
"РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ"
Цель: закреплять умение различать основные цвета.
В игре понадобятся карточки с нарисованными кружочками разного цвета. Ребёнок присоединяет к ней скрепки в соответствии с заданным рисунком и проговаривает, какого цвета скрепка.
"РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ И РАЗМЕРУ"
Цель: закреплять умение дифференцировать основные цвета и размер скрепок
Ребёнок прикрепляет скрепки к карточке в соответствии с чередованием цвета и размера кружочков и проговаривает свои действия (большая красная скрепка, маленькая синяя скрепка и т. д.).
БУСЫ
Цель: Автоматизация правильного произношения звуков в слогах.
Педагог задаёт ребёнку согласный звук, который надо автоматизировать, например, Ш, и предлагает собрать бусы, скрепляя скрепки между собой. При соединении каждой последующей скрепки ребёнок произносит слог со звуком Ш, например, ША. Если присоединяются скрепки одного цвета, то произносятся одинаковые слоги, если скрепки разноцветные, то слоги произносятся с разными гласными звуками.
СКОЛЬКО?
Цель: Упражнять в счёте, закреплять умение различать основные цвета, развивать умение детей работать по образцу, автоматизировать правильное произношение звуков в словах.
Педагог просит считать предметы, изображённые на карточке и прикрепить соответствующее количество скрепок. Скрепки должны подходить по цвету к изображённым предметам. С каждой последующей скрепкой ребёнок считает изображённые предметы (один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов). Изображенные на карточках предметы должны быть подобраны в соответствии с автоматизируемым звуком (гриб- Р, вишня –Ш и т. д.). Можно поиграть в более сложный вариант, в котором ребёнок должен дополнительно проговаривать цвет предметов.
КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?
Цель: закреплять знание признаков времён года, развивать высшие психические функции.
В игре используются карточки с изображением четырёх времён года. Педагог спрашивает детей, с каким цветом они связывают каждое время года. Например, весна- зелёный цвет, лето –красный (розовый, осень- жёлтый (оранжевый, зима –белый (синий, голубой). Если разнообразие материала позволяет, можно чередовать скрепки в одной цветовой палитре. Прикрепляя каждую скрепку, ребёнок называет признак времени года. Чем больше признаков, тем длиннее цепочка.