Анна Музалёва
Речевые игры и упражнения по лексической теме «Что на дереве растет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны знать: основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.
Расширение словарного запаса детей:
названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;
Публикация «Речевые игры и упражнения по лексической теме „Что на дереве растет?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;
действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.
1.«Назови ласково»
Яблоко — яблочко — яблочки,
груша — грушка — грушки,
лимон —лимончик — лимончики,
апельсин — апельсинчик -апельсинчики,
мандарин — мандаринчик — мандаринчики,
абрикос — абрикосик — абрикосики,
вишня — вишенка — вишенки,
банан — бананчик — бананчики,
дерево — деревце — деревца,
сад — садик — садики,
ветка — веточка — веточки.
2. «Один — много»
Яблоко — яблоки — яблок,
груша — груши — груш,
слива — сливы — слив,
персик — персики — персиков,
абрикос — абрикосы — абрикосов,
хурма — хурма — много хурмы,
вишня — вишни — много вишни (несколько вишен,
апельсин — апельсины — апельсинов,
лимон — лимоны — лимонов,
фрукт — фрукты — фруктов,
сад — сады — садов,
косточка — косточки — косточек,
3. «Посчитай фрукты»
Одно яблоко — два яблока — пять яблок,
одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,
одна груша — две груши — пять груш,
одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,
один банан — два банана — пять бананов,
один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.
4. «Назови, какое дерево?»
Образование относительных прилагательных
Дерево с яблоками — яблоневое,
. грушами — грушевое,
. сливами — сливовое,
. персиками — персиковое,
. абрикосами — абрикосовое;
пальма с бананами — банановая.
5. «Назови сок, варенье»
Сок из яблок — яблочный,
. груш — грушевый,
. слив — сливовый,
. лимонов — лимонный,
. абрикосов — абрикосовый,
. апельсинов — апельсиновый,
. персиков — персиковый,
. фруктов — фруктовый,
. мандаринов — мандариновый,
….банана - банановый
….граната — гранатовый
… ананаса - ананасовый
6. Игра «Исправь ошибки»
Взрослый говорит детям, что для них пришло письмо от Топтыжки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.
«Здравствуйте, дети!
Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Топтыжка»
7. Игра «Лавина»
Цель: расширять и активизировать объём словаря у детей, развивать память, формировать умение классифицировать предметы по группам.
Описание игры. Педагог начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает, повторяя, все сказанное ранее и добавляет свое слово, соответствующее названному слову первым участником игры : «В корзину я положил яблоки, лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
8. Вопрос на засыпку!
Чего в саду больше – яблок или яблонь?
9. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:
лимон кислый, а яблоко сладкое;
лимон овальный, а яблоко круглое;
лимон желтый, а яблоко красное.
10. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т. д.
11. Согласование прилагательных с существительными
Про что можно сказать?
— Вкусный? Сочный? Ароматный?
—Вкусная? Сочная? Ароматная?
— Вкусное? Сочное? Ароматное?
—Вкусные? Сочные? Ароматные?
12. «Угадай слово» : сли., яб., ли., гру., ба., пер., апель., ман.
13. Игра «Фруктовый сад»
Цель: закрепление умения составлять описательный рассказ о фруктах по плану.
Оборудование: план-схема Ткаченко Т. А.
Описание. Воспитатель приглашает детей в сад и предлагает догадаться по описанию, какой фрукт она собирается съесть. Затем дети тоже составляют описательные рассказы о фруктах по следующему плану:
Схема для описания овощей и фруктов
Цвет.
Форма.
Величина.
Вкус (лимон — рассматриваемый предмет на вкус кислый; конфета — рассматриваемый предмет на вкус сладкий).
Место произрастания (дерево, грядка).
Как употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).
Что из него можно приготовить?
В каком виде ты любишь его есть?
14. Отгадывание и составление описательных загадок.
Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)
«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».
Затем дети повторяют рассказ целиком.
«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
15. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).
16. «Сбор урожая» (Развитие речевого дыхания и голоса).
Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.
17. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Чтоб компот нам получить,
Надо фрукты отварить. — дошкольник левую ладонь чашеобразно сжимает, второй рукой делает помешивающие движения;
Яблоки ножом порубим,
И про груши не забудем. — делает рубящие движения ребром правой руки по раскрытой левой ладони;
Бросим вишенки и сливы,
И немного подсластим. — складывает пальцы щепотью, имитирует, что рассыпает сахар;
Компот в стаканы разливаем, — сжимает чашеобразно левую ладонь, а правой рукой совершает черпающие движения;
Угощайся, кто желает. — делает обеими руками знак «класс», отогнув большой палец от кулака.
18. Физминутка.
«Яблоня в моем саду»
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево – покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет
(Движения по тексту)