Юлия Кордюкова
Речевые игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных навыком у детей с РАС предполагает работу над развитием импрессивной и экспрессивной речи. Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, где создаётся речевая среда, так и в ходе специально организованных игр и упражнений.
Рассмотрим варианты игр для развития экспрессивной речи. Работа начинается с приё мов растормаживания речи:
- постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;
Публикация «Речевые игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);
- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т. д.)
- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б» - барабан, «ту-ту» - поезд, «тик-так» - часы и т. д.)
- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;
- подражание неречевым и речевым звукам;
- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т. п.
На первых этапах работы хорошо зарекомендовала себя методика случайного обучения. Данная методика позволяет обучить ребёнка любым словам и действиям. Ребёнок непроизвольно воспринимает ту информацию, которая на данный момент ему нужна. Так можно научить первым словам-ситуациям для развития взаимодействия : пить, иди, дай, ещё, качай, открой, да, нет, потом, всё, готово, пока, помоги, упало.
Для эффективного результата работы по развитию экспрессивной речи целесообразно оформить альбом с картинками по изучаемой теме.
Для развития речи необходимо применять игры с предметами. Например,
игра «Телефон». Цель: научить по подражанию отвечать на телефонный звонок. Взрослый берет трубку и говорит: «Алло, привет!». Кладёт трубку и говорит ребё нку: «Теперь ты». Ребёнок повторяет за взрослым. Дальше можно усложнить задачу. Нужно сказать «Алло, привет! Как дела? Пока!» и т. д.
Игра «Слова - действия». Цель: усвоение и дифференциация действий, которые выполняют живые существа. Перед ребёнком расположить лист с изображением схемы, например, бегущего человека. Сказать: «Вот бежит человек». Предложить ребёнку подобрать картинки, соответствующие данному движению (девочка бежит, лиса бежит и т. д.) Так же поступить и с другими подходящими действиями (летит, сидит, прыгает, спит, кушает и т. д). Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, следите за тем, чтобы он четко выговаривал нужное слово.
Игра «Семья». Цель: учить самостоятельно называть членов семьи. Сначала работаем с одной фотографией (например, мамы). «Это мама, Артём, кто это? Это мама…». Затем добавляем постепенно фотографии остальных членов семьи.
Игра «Лети». Цель: учить правильно применять глагол по отношению к предмету. Надуваем небольшой воздушный шар и со словами ЛЕТИ, отпускаем его из рук. Далее просим ребёнка повторить самому.
Игра «Собери целое». Цель: собрать разные предметы, растения, людей и животных из частей, проговаривая эти части. Сначала из 2-3 частей, потом больше.
Игра «Доклей детали». Цель: доклеивать недостающие детали у образов (ножка у стола, колесо у машины, лепесток у цветка и т. д.). Проговорить детали с ребёнком, рассмотреть варианты рисунков каждого предмета, чтобы не было привязанности к одной картинке. «Что это? Это стол, а это ножка стола. Покажи, где ножка у стола? И эта ножка стола»
Игра «Выбери правильно цвет». Цель: учить подбирать правильный цвет предмета. Ребёнку предлагается раскрашивать фрукты и овощи, выбирая правильный цвет. Например, желтый банан и красное яблоко. Перед ребё нком два фломастера соответственно: желтый и красный, нужно выбрать и раскрасить каждый фрукт правильным цветом.
Игра «Сортируем вещи». Цель: учить сортировать вещи (не карточки) по категориям и функциям. Например, в одну коробку класть – вилки, ложки, ножи, а в другую – носки, трусы, футболки (таким образом, сортировать посуду, одежду, игрушки, обувь и т. д.). Предметы должны быть знакомы и часто использоваться в быту. При игре комментируем свои действия и несколько раз проговариваем слова, чтобы ребёнок чётко слышал их названия.
Желаю успеха!
Литература:
1. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. М. : Теревинф, 2003, 122 с.
2. Сандрикова В. С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра. М. : Редкая птица, 2019, 81с.
3. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М. : Теревинф, 2004, 136 с.
Учитель-логопед Кордюкова Ю. Н.