Папки-передвижки

Речевые игры для детей 5–6 лет

Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Назови одним словом»

Надо назвать одним словом серию картинок.

Например, яблоко, груша, мандарин, дыня – это фрукты.

После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе, например, банан, апельсин.

Помидор, огурец, картофель, свекла – это.

Кукла, скакалка, кубики, машинка – это…

Платье, рубашка, плащ, шуба – это…

Сапоги, сандалии, ботинки, тапки – это…

Чашка, кастрюля, тарелка, стакан – это…

«Разложи картинки на 2 группы»

Публикация «Речевые игры для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Ребенку предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например,

а) Овощи и фрукты

б) Домашние и дикие птицы

в) Посуда и мебель

г) Домашние и дикие животные

д) Одежда и обувь

е) Птицы и насекомые

«Выбери слово»

Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, заяц, щенок, попугай.

«Найди лишний предмет»

Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Сапоги, ботинки, банан, туфли.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

«Отгадай предмет»

Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный - (помидор)».

Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.

Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

«Подбери слово»

Лохматый, косолапый… (медведь)

Голодный, серый, злой. (волк)

Маленькая, быстрая, проворная.

Хищный, сильный, полосатый.

Яркое, теплое.

Серый, колючий.

«Подбери как можно больше названий предметов»

Бежит: кто? (человек, собака.); что? (река, ручей.).

Идет: кто? (девочка, кошка.); что? (дождь, снег.).

Растет: кто? (ребенок, щенок.); что? (дерево, цветок.).

Летает: кто? (бабочка, муха); что? (пушинка, самолет, воздушный шар).

«Кто как передвигается?»

Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает, бабочка -. , гусеница -. , собака -. , белка -.

«Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

«Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Кто или что может это делать?»

• Бегать —. (собака, ребенок,.)

• скакать —. (лошадь, белка.)

• летать —. (птица, самолет,.)

• плавать —. (рыба. человек, лодка)

• ползать —. (змея, ребенок,.)

• катиться —. (мяч, мальчик,.)

• стоять —. (собака, стул,.)

• лежать —. (подушка, кошка, книга)

• прыгать —. (лягушка, воробей.)

• сидеть —. (ворона, человек,.)

«Отгадай названия животных»

Мычит (кто).

• Лает.

• Мяукает.

• Хрюкает.

• Ржет.

• Блеет.

«Подбери как можно больше слов-действий»

Курица что делает?- (кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется).

Собака - … (лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызет).

Кошка - (царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется).

«Отгадай, что это за животное?»

Взрослый называет действия, которые свойственны данному животному. Ребенок должен отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?

Мяукает, лакает, царапается —.

Хрюкает, роет —.

Ржет, бегает, скачет —.

Блеет, бодается—.

Мычит, жует, ходит —.

Летает, жужжит, жалит —.

«Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

«Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото.

«Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

«Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

«Чем отличаются предметы?» (с использованием картинок)

Примерные пары слов:

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер

Грузовик и легковая машина

Самолет и птица

Береза и дуб

Дерево и куст

«Что общее?» у двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар —.

тарелка, ваза, чашка —.

лист, трава, крокодил —.

«Отгадай что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

«Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)

Взрослый называет пару слов, например «огурец – овощ» и предлагает подобрать похожую пару из следующих слов: ромашка - (земля, цветок, клумба). Ребенок выбирает из названных слов нужное и называет пару: «Ромашка – цветок».

Помидор — огород, яблоко - (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник - (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка - (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол - (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож - (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом - (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка - (стол, зерно, нож).

Окно — дом, глаз - (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор - (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог - (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко - (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп - (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь - (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица - (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол - (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка - (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет - (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет - (задача, число, вопрос).

«Подбери нужное слово» (смысловые ряды)

Гвоздь — молоток, шуруп.

Дом — крыша, книга.

Квадрат — куб, круг.

Птица—яйцо, растение.

Хорошо — лучше, медленно.

Огонь—пожар, вода.

Зерно — амбар, деньги.

Электричество — выключатель, вода.

Одежда — голый, обувь.

Школа—обучение, больница.

Человек — ребенок, собака.

Резина — шина, сталь.

Птица— гнездо, человек.

Пальто — пуговица, ботинок.

Утро — ночь, зима.

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

«Назови части». Возможны два варианта:

а) по картинке; б) по представлению.

Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —. , дом —. , дерево —. , часы —.

___

«Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

Публикации по теме:

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–7 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Консультация для родителей «Речевые игры» Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания ребенка- дошкольника.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет» Консультация для родителей. Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет. Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь.

Консультация для воспитателей «Речевые игры» Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителейРечевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Речевые игры для старших дошкольников Есть ряд игр в слова, в которые можно играть везде: дома и на улице, в автобусе и магазине. 1. «Скажи наоборот» — очень важная игра — формирует.

Картотека «Речевые игры и упражнения для дошкольников» Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Упражнение «Пильщики» (на развитие.

Речевые игры с детьми 4–5 лет Речевые игры с детьми 4-5 лет Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек»,.

Рекомендации для родителей «Речевые игры по дороге домой» Предлагаю Вашему вниманию игры, которые способствуют развитию речи ребенка. Идя по дороге домой, в детский сад, находясь в очереди в поликлинике.

Опыт работы «Речевые игры в деятельности детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 30 "Улыбка" городского округа город.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры для детей 5–6 лет
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 21:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Жукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД