Елена Пономарёва
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет.
Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Поэтому в дошкольном учреждении речевое развитие это одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Для стимуляции и совершенствования речевого развития дошкольников выработано огромное количество эффективных методов: дидактические игры, логопедические занятия, советы по развитию речевого дыхания, а также специальные занятия в игровой форме, которые способны своевременно предотвратить неправильное формирование речи и её функций.
Публикация «Консультация для родителей „Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Огромное влияние на речь ребенка оказывает игра. С её помощью можно корректировать, улучшать, развивать в детях важнейшие психические свойства, человеческие личностные качества. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, т. е. усваивает лексико-грамматические категории родного языка.
Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, помогут сформировать словообразовательные умения пока вы добираетесь до дома.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.
1. «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
2. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный.
3. «Отгадай, что это»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например,
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
4. «Мы из сказок»
Цель: Упражнять детей в образовании существительных с помощью суффиксов субъективной оценки (уменьшительно – ласкательных и увеличительных).
-Сейчас мы поиграем, ты будешь изображать сказочных героев: ты будешь крохотный Мальчик с Пальчик (Дюймовочка, или Великан (Великанша). Они все и говорят по- разному: у малышек всё маленькое и называют они вещи ласково – тарелочка, столик, ручка; а великаны свои огромные вещи называют так – тарелища, столище, ручища. Собрались они вместе и стали рассказывать одну историю, каждый по – своему.
«Один раз пошли мы на свой огород (огородик, огородище, посадили там арбузы (арбузики, арбузищи) и огурцы (огурчики, огурчищи). Поливали их из лейки (леечки, леищи). На огороде была яма (ямка, ямища). Провалился туда мальчик, подвернул ногу (ножку, ножищу). Что тут делать? Опустила тогда девочка свою косу (косичку, косищу, мальчик по ней и выбрался. Перевязал свою ногу (ножку, ножищу) лентой (ленточкой, лентищей). А яму (ямку, ямищу) засыпал камнями (камушками, камнищами).»
5. «Назови меня»
Цель: Упражнять в образовании существительных с помощью различных суффиксов.
Надо одним словом назвать человека, о котором я буду говорить. Например, если человек всем помогает, он – помощник.
Человек умеет шутить, он – (шутник).
Эта девочка любит проказы, она – (проказница).
А эта всё время тараторит, она – (тараторка).
Человек очень добрый, назовём его – (добряк).
Человек очень сильный - (силач).
Девочка любит модничать – (модница).
А другая много болтает – (болтунья).
Этот малыш постоянно шалит, он – (шалун).
6. «Знаешь ли ты профессии?»
- Цель: Закреплять навык образования сложных слов. Развивать речевое чутьё.
Давай поиграем! Я буду говорить, что делает человек, а ты называй его профессию.
Зверей ловит – зверолов.
Оленей разводит – оленевод.
Лес рубит – лесоруб.
Сыр делает – сыродел.
Работает на железной дороге – железнодорожник.
Хлеб печёт – хлебопек.
Пчёл разводит – пчеловод.
Рыбу ловит – рыболов.
7. «Мы – спортсмены»
Цель: Учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского родов.
Катается на лыжах – лыжник.
Играет в футбол – футболист.
Спортсменка, которая быстро бегает – бегунья.
Спортсменка, которая прыгает – прыгунья.
Катается на велосипеде – велосипедист.
Прыгает с парашютом – парашютист.
Бегает на коньках – конькобежец.
Играет в шахматы – шахматист.
Занимается туризмом – турист.
Хорошо стреляет – стрелок.
Спортсмен, который хорошо плавает – пловец.
8. «Назови одним словом»
Цель: Упражнять детей в образовании имён прилагательных путём словосложения.
Я назову предложение, в котором несколько слов, а ты должен составить из них одно слово. Например, в этом доме шесть этажей, он шестиэтажный.
Этому дереву десять лет, оно – десятилетнее.
Цветок любит тепло, он – теплолюбивый.
У новой машины быстрый ход, она – быстроходная.
У слона толстая кожа, он – толстокожий.
Идёт дедушка с седой бородой, он – седобородый.
У моей подруги серые глаза и чёрные волосы, она – сероглазая и черноволосая.
Вот малыш с круглым лицом и красными щеками, он – круглолицый и краснощёкий.
9. «Да – нет»
Цель: Учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов со значением слова разной эмоциональной окраски.
Если слово говорит о хорошем – помощник, то надо соглашаться, - да, и я помощница. А если слово говорит о плохом, надо отказываться: лгун – нет, я не лгунья!
Умник - Да, и я умница.
Ворчун - Нет, я не ворчунья.
Мастер – Да, и я мастерица.
Упрямец - Нет, я не упрямица.
Трус – Нет, я не трусиха.
Плясун - Да, и я плясунья.
Озорник - Нет, я не озорница.
Разумник – Да, и я разумница.
Шалун - Нет, я не шалунья.
10. «Маленький – большой»
Цель: Учить детей дифференцировать суффиксы существительных. Развивать речевой слух.
11. «Какой сок? Какой суп?»
Цель: Учить детей образовывать относительные прилагательные.
Как называется сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? клубники? лимона? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр.
Какой суп, если он из картошки? фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? грибов? овощей? и пр.
12. «Из чего это сделано?»
Цель: Учить детей правильно отвечать на вопрос какой по- материалу? а также образовывать относительные прилагательные.
Какой по материалу кувшин, если он сделан из дерева? (деревянный). А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики?
Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр.
13. «Одна и одно»
Цель: Учить образовывать существительные, обозначающие названия единичных предметов с суффиксами –ин /-ан/. Закреплять употребление среднего рода в словах.
Я буду начинать предложение, а последнее слово ты будешь называть сам.
Девочка плетёт коврик из соломы, дайте мне одну (соломину). (Последнее слово должно обозначать один предмет).
У сестрёнки целая кисть винограда, дай мне одну (виноградину).
Девочка нанизывала бусы и уронила одну (бусинку).
Мама чистит картофель, и я очистила одну (картофелину).
Из стручка гороха выпала одна (горошина).