Екатерина Кияйкина
Речевые игры. Автоматизация звуков изолированно. Автоматизация звуков в слогах
▼ Скачать + Заказать документы
Автоматизация звуков изолированно
«Кто дольше?»
Материал: длинный шнурок, фишки (звёздочки, кружочки).
Ход игры : ребёнок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука (возможно использование длинного шнурка – кто быстрее намотает). Победитель отмечается каким-либо символом (звёздочкой, кружочком и т. д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
«Кто больше?»
Материал: счётный материал.
Публикация «Речевые игры, Автоматизация звуков изолированно, Автоматизация звуков в слогах» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход игры : используется любой счётный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука логопед и ребёнок берут себе по одной фигурке.
Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
«Пальчики здороваются»
Ход игры : ребёнок большим пальцем поочерёдно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребёнка.
«Поедем на машине»
Материал: тетрадь или лист бумаги, карандаш.
Ход игры : игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребёнок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведёт пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути.
Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолёта; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т. д.
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Ход игры : ребёнок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук.
«Ступеньки»
Материал: тетрадь или лист бумаги, карандаш.
Ход игры : в тетради ребёнка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.
Автоматизация звуков в слогах
«Строим дом»
(на примере автоматизации звука [с])
Материал: игровые кирпичики.
Ход игры : уложим три кирпича СА; теперь четыре кирпича СЫ, теперь пять кирпичей СО, теперь шесть кирпичей УС и т. д.
«Пальчики здороваются»
Ход игры : ребёнок большим пальцем поочерёдно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребёнка.
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Ход игры : ребёнок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребёнок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный слог.
«Эхо»
Ход игры : просим ребёнка повторить за логопедом слоги и серии слогов, ребёнок - эхо. Затем пусть ребёнок сам придумает и назовет слоги, логопед - эхо.
«Говорящие руки»
(на примере автоматизации звука [ш])
Ход игры : инструкция ребё нку: «Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем!»
Логопед берёт своей рукой левую руку ребёнка и показывает, как совместить произношение [ш] с лёгким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочерёдно, слегка ударяя руками по столу, ребё нок в медленном темпе произносит: ш - а, ш - а.
Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребёнок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
Материал: тетрадь или лист бумаги, карандаш.
Ход игры : в тетради ребёнка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя слог.
«Раз - шажок, два - другой»
Ход игры : ребёнок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов.
Упражнение логоритмическое.
«Ромашка»
Материал: тетрадь или лист бумаги, карандаш.
Ход игры : в тетради ребёнка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т. д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребёнок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги : ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т. д.
Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
«Доскажи словечко»
(на примере автоматизации звука [р])
Ход игры : инструкция ребё нку: «Я буду придумывать начало предложения, а ты догадайся, какой должен быть конец» :
Во дворе идёт интересная иг. (ра).
Мама купила Юрику воздушные ша. (ры).
Мы залезли на высокую го. (ру).
Петух потерял в драке пе. (ро). И т. п.